План росписей капеллы дель Арена в Падуе
Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)
Приняв заказ по росписи капеллы дель Арена в Падуе, Джотто получил распоряжение стены церкви, небольшие и асимметричные из-за наличия шести окон, расположенных только на правой стене. За точку отсчета от принял пространство между двумя окнами, куда запланировал поместить два сюжета, один над другим. На основании этой единой меры он разделил стены капеллы, прибегнув к единственному отклонению, связанному с положением сюжетов между окнами по отношению к ним противоположным.
Посвященная Деве Марии Милосердия, то есть любви к Богу и человечеству, капелла была расписана согласно определенному плану. Арка пресбитерия резко разграничивает пространство нефа и апсиды. Таким образом, Джотто получил в нефе как бы самостоятельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового простого деревянного свода капеллы, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами. Он разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в десяти медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и ветхозаветных пророков, по четыре с каждой стороны.
Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера. Три яруса фресок, опоясывающих капеллу разделены декоративными орнаментальными полосами на квадраты.
В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Цикл сцен из жизни Марии начинается на южной стене в верхнем ряду у арки пресбитерия историей родителей Марии, Св. Анны и Иоакима, и продолжается на северной стене, развертываясь к арке пресбитерия, на которой представлено монументальное изображение «Благовещения».
Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса. На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.
Третий, нижний ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. На южной стене сценой Тайная Вечеря начинается история Страстей Христовых, заканчивающаяся на противоположной стене изображением «Троицы».
Ниже этих основных сцен изображены 14 аллегорических образа Добродетелей и Пороков. Эти аллегорические фигуры семи добродетелей и семи смертных грехов изображены на цоколе в иллюзорных нишах, выписанных под мрамор, между широкими панелями искусственного мрамора, обрамленных чуть выступающим карнизом.
На восточной стене капеллы над аркой - еще одна фреска Джотто, на которой изображен Господь, посылающий архангела Гавриила к Деве Марии с сообщением о скором рождении Иисуса Христа. Немного ниже, на одной стороне арки, архангел Гавриил сообщает эту новость Марии, а на другой стороне - Мария внимает небесному посланнику. Еще ниже - две сцены, повествующие о жизни Девы Марии и Иисуса - Тридцать серебряников и Посещение Елизаветы - сюжетно связанные с основной частью цикла, но отличаются меньшими размерами. Наконец, в самом низу стены, ближе к полу, изображены две комнаты со сводчатыми потолками (смысл этих фресок не разгадан).
На западной стене над входной дверью, повествование заканчивается гигантской композицией Страшного суда, достаточно традиционно трактованная. У основания этой фрески Джотто изобразил Энрико Скровеньи, протягивающего уменьшенную в масштабе капеллу Деве Марии. Отсюда, из большого трехстворчатого готического окна, расположенного над фигурой вершащего суд Христа, в часовню вливается свет, преображая цветовую гамму отдельных картин и сплачивая живописное убранство капеллы в более тесное единство.
Узкие горизонтальные тяги и широкие вертикальные полосы с мозаичным геометрическим орнаментом, разделяющие эти сцены, придают всему интерьеру четкую и стройную структуру. Декоративная целостность общего решения сочетается в этих росписях с сконцентрированной каждой отдельной сцены, этот принцип станет принципом всей ренессансной монументальной живописи. Система карнизов, которые отделяют сюжеты друг от друга, также должна была вызывать впечатление, что они представляют собой архитектоническое обрамление, принадлежащее стенам самой церкви.
-
Энрико Скровеньи - владелец капеллы дель Арена в Падуе
-
План
-
Сцены из жизни Иоакима и Анны
-
Сцены из жизни Марии
-
Встреча Марии и Елизаветы
-
Бог посылает Архангела Гавриила к Марии
-
Сцены из жизни Христа
-
- Крещение Христа
- Брак в Кане
- Воскрешение Лазаря
- Въезд в Иерусалим
- Изгнание торгующих из храма
- Предательство Иуды
- Тайная Вечеря
- Омовение ног
- Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды. М. Алпатов о фреске Поцелуй Иуды
- Христос перед Каиафой
- Бичевание Христа
- Дорога на Голгофу
- Распятие Христа
- Оплакивание Христа. М. Алпатов о фреске Оплакивание Христа
- Воскресение, или «Не прикасайся ко мне!» или Явление Христа Марии Магдалине
- Вознесение Христа
- Сошествие Святого Духа
-
Аллегории Добродетелей и Пороков
-
Страшный суд
-
Новые приемы художника, примененные в росписях капеллы дель Арена Скровеньи
-
Мадонна Оньисанти, или Богоматерь на троне (ок. 1310)
-
Распятия (1310-1317)