Джотто ди Бондоне Джотто

19 сцена: Распятие Христа

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Христа

Распятие Христа. Цикл фресок история Христа капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru

В фреске Распятие падуанского цикла Джотто достиг интенсивной концентрации выразительности. В ней обнаруживается блестящий талант художника в изображении человеческого тела, и совершенно отсутствует мистический подтекст, чуждый джоттовской трактовке темы. Уравновешенность композиции, проявляющаяся даже в симметричности изображения ангелов, придает всей сцене ощущение остановившегося времени, статичности, символизма, вселенского значения события.

Человек на изображениях Джотто — герой, исполненный сознания собственного достоинства, в котором сочетаются широта и сдержанность. Фигуры скорбящих столь сдержанны в проявлении горя, что напоминают античное произведение. Физическая телесность фигуры Христа подчеркнута приемами, которые можно считать наиболее выразительными во всем искусстве итальянского треченто.

Многие художники изображали распятого Христа живым, с пригвожденными ногами, согнувшегося от физических страданий, истекающего кровью, с зияющими ранами. Джотто отказался ужасающих подробностей, в его трактовке распятый Христос тихо склонил голову, испустив дух. Это было идеальное воплощение, соответствующее христианскому представлению. Все ближайшие ученики Джотто унаследовали эту трактовку Распятия. Причем Джотто первым изобразил ноги Иисуса Христа, пригвожденными одним гвоздем.

Иногда силе и правде изображения Джотто приносил в жертву красоту. Так, Магдалина в горестном и отчаянном порыве бросается к кресту, чтобы обнять его, с ее плеч сваливается одежда и ложится у ног какой-то бесформенной массой. Это несколько некрасиво, но как следствие полного самозабвения Магдалины делает впечатление неотразимым. Этим приемом Джотто подчеркнул силу ее горя, самозабвенное отчаяние.

Платье Богородицы потеряло свою первоначальную окраску, так как было дописано в технике сухой фрески, после высыхания штукатурки, и подверглось наибольшему разрушению.

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. 35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский»

Евангелие от Луки 23:33-38.

«И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,

дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;

и, сидя, стерегли Его там;

и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский»

Евангелие от Матфея 27:33-37.