Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1310)
Погруженная в полумрак, Нижняя церковь двухэтажной базилики Сан-Франческо в Ассизи построена в стиле старинной римской крипты, массивного каменного склепа, распололожена большей частью в толще холма, под ней находится крипта, где хранятся останки Святого Франциска Ассизского.
Сначала росписи велись в Нижней церкви, в них принимал участие Чимбауэ, учитель Джотто, затем расписывалась Верхняя церковь (в т.ч. молодым Джотто в 1290-1300), затем художественные работы проводились в Нижней церкви и пристроенных к ней новых криптах, вновь с участием Джотто (ок. 1310). В общем украшение церкви Сан-Франческо длилось более полтораста лет.
Предполагают, что Джотто был приглашен епископом Ассизи Теобальдо Понтано для расписывания капеллы Марии Магдалины Нижней церкви, а затем ему было поручено переделать оформление правого (северного) трансепта и парусов над алтарем, расписанных в конце дученто, от предыдущих росписей частично сохранилась большая композиция Чимабуэ Мадонна на троне с ангелами и Святым Франциском.
Перспективные решения многих фресок Нижней церкви Сан-Франческо, во многом близким к падуанскому циклу, являются самыми продвинутыми во всем треченто, например, пространственная глубина фресок Принесение во храм или Христос среди учителей. Достижения джоттовской мастерской сразу же были взяты образец многими умбрийскими художниками и использовались в создании картин на досках, во фресках, даже в миниатюре.
Но качество фресок Нижней церкви нередко несколько ниже, чем в произведениях, где участие Джотто было более непосредственным, как Распятие. Кое-где обнаруживается тенденция придавать фигурам большее изящество, облагораживать черты их лица в готическом духе. В других частях росписи, напротив, присутствует несколько приподнятая и патетичная характеристика лиц с широко открытыми глазами, которые находят себе прецедент в изображении Лазаря на своде капеллы Магдалины и получают свое продолжение на парусах.
В итоге декорация Нижней церкви в Ассизи производит неизгладимое впечатление своей роскошью и блеском, свидетельствующем об отклонении францисканского ордена от обета бедности, главного завета его основателя. Постепенное нарастание влияния таких тенденций, особенно в правление генерала ордена Джованни ди Мурро и позже, легко прослеживается в увеличении роскоши в росписях базилики в Ассизи, особенно это хорошо видно при переходе из Верхней церкви в Нижнюю.
- Фрески капеллы Магдалины - История Марии Магдалины
- Фрески правого (северного) трансепта - История Христа
- Фрески крестового свода - Францисканские Аллегории