История Марии Магдалины
Фрески капеллы Магдалины
Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1310)
Капелла Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи была расписана Джотто и его учениками ок. 1310 г. На боковых стенах размещаются сцены из жизни святой, в том числе с епископом Понтано, а на своде — медальоны с изображением Христа, Богородицы, Магдалины и Лазаря.
Фрески капеллы Магдалины близки к последним фрескам падуанского цикла. Площади для росписи в капелле Магдалины более обширны, чем в Падуе, и две сцены, повторяющие падуанские фрески - Воскрешение Лазаря и «Не прикасайся ко мне!» решены масштабнее и внушительнее. В сцене Воскрешение Лазаря те же персонажи предстают тех же позах, как и в Падуе, но в ней ощушается больший размах, жест Христа более выразителен, присутствуют более выразительные пространственные паузы вокруг фигур Марий.
Живопись Джотто в капелле Магдалины стала еще более сочной и мягкой, более теплой, почти пастозной.
В нижней части изображение Магдалины с епископом Понтано помещено между прекрасных витых колонн, как во францисканском цикле. Декоративное построение цикла определяется наличием более низкой части, в верхней части фрески разделены плоскими карнизами (как в Капелле дель Арена).
Там изображены шесть сцен истории Марии Магдалины и другие композиции. В средней зоне левой стены изображены сцены Пир в даме фарисея (когда героиня омывает ноги Христа и осушает их своими волосами) и Воскрешения Лазаря.
В средней зоне правой стены сцены «Не прикасайся ко мне!», где воскресший Христос является Магдалине в одежде садовника, чудесное Прибытие в Марсель, когда Магдалина, ее брат Лазарь и сестра Марфа вместе со своими спутниками были посажены преследователями на лодку без руля, но прибыли живыми и здоровыми в порт французского города, откуда отправились проповедовать Евангелие в Прованс.
В люнетах наверху находятся сцены:
- Мария Магдалина беседует с ангелами (правая стена), которые обращают к ней свои удивительные лица с выражением удивительной мягкости,
- Вознесение Марии Магдалины на небо после причастия (левая стена),
- Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы (стена над входом в капеллу) почти все пространство заполнено огромной скалой, рыхлой, как облако, на изгибе которого стоит Святая, с тщательностью прорисован профиль бородатого Зосимы.
В простенках между окнами и двумя боковыми входами расположены меньшие фрески. Очевидно, что ученики расписали обширное пространство фресок, например, Прибытие в Марсель. В то же время в частях, связанных непосредственно с рукой самого мастера, появляется живописная мягкость, хроматическая нежность, значительно более продвинутые, по сравнению с Падуей. Тени, создающие рельеф, у Джотто часто смешаны с цветом. Те же самые человеческие типы, по сравнению с падуанской жесткостью, написаны более воздушно, тепло, вместо темноволосых, как это было в Падуе, появляются рыжевато-белокурые, часто со светлыми глазами. Выражение лица и мимика часто неопределенные и таинственные. Размеры фигур возрастают, тянутся вверх.
Фрески капеллы Магдалины стали отправной точкой для дальнейшего развития джоттовского замысла украшения Нижней церкви в Ассизи, от правого трансепта до парусов. Исследователи выяснили, что и левый трансепт со сценами Страстей кисти Пьетро Лоренцетти был расписан позже, чем капелла Магдалины (ок. 1320).