Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325)
В 1313 году Джотто вернулся во Флоренцию и прожил в родном городе последние 20 лет своей жизни. Имя его упоминается в различных документах 1314-1327 годов. Достоверно известно, что он обладал большими денежными средствами, был землевладельцем и имел дома, и фигурировал в качестве поручителя некоторых сограждан в их банковских операциях. Кроме того, он владел многочисленными ткацкими станками и отдавал их напрокат по установленным ценам и таким способом тоже приумножал свое состояние.
В конце 1310-х годов, вероятно, он расписал флорентийскую церковь Санта Кроче, в которой был выстроен ряд фамильных капелл знатных банкирских семей Италии, в их числе капеллы семейств Медичи, Ринуччини, Кастеллани, Барди, Перуцци. От росписей Джотто в церкви Санта Кроче сохранились лишь фрески двух небольших семейных капелл Барди и Перуцци (ок. 1320-25), принадлежавших семьям самых могущественных банкиров тогдашней Европы — Барди и Перуцци. Эти сильно пострадавшие от времени фрески являются последними из уцелевших картин Джотто, возрожденные в конце пятидесятых — первой половине шестидесятых годов, благодаря удалению более поздних наслоений красок, они вполне оправдывают то восхищение, которое вызывали у мастеров Ренессанса. Выполненные в пору творческой зрелости, эти росписи свидетельствуют и о том, какой отточенности достигает мастерство Джотто, и о многообразии его интересов.
Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем в капелле дель Арена. В XVIII веке все они были закрашены белой краской. К стене с фреской, изображающей смерть Святого Франциска, пристроили гробницу.
В капелле Барди сохранились семь фресок с изображением сцен из жизни Святого Франциска.
В капелле Перуцци уцелели шесть фресок: три - с изображением Иоанна Крестителя, и еще три - посвященные жизни Иоанна Богослова.
Органически связанные с архитектурой капелл, фрески отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы. Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего и четко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятся более многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохи Джотто.
В многофигурных сценах появляется больше подробностей и повествовательных моментов, появляются сложные пространственные и оптические эффекты. Так, в росписях капеллы Перуцци, посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображает архитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа в капеллу.
Написанные значительно позже падуанских, они выполнены совсем в иной живописной манере и даже в иной технике. Так, в капелле Барди живопись почти полностью сделана по сухому. К сожалению, в ряде случаев разрушительное действие времени оказалось необратимым. Это особенно хорошо видно по фреске Пир Ирода в капелле Перуцци. Гораздо выразительнее выглядят фрески в капелле Барди (хотя и здесь кое в чем реставраторы были бессильны).