Фрески капеллы Перуцци церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325)
Цикл фресок Джотто капеллы Перуцци флотентийской церкви Санта-Кроче посвящены истории жизни Иоанна Крестителя (левая стена) и Иоанна Богослова (правая стена):
- Благовесть ангела Захарии
- Рождение и наречение имени Иоанна Крестителя
- Пир Ирода с эпизодом, где Саломея передает матери Иродиаде голову Крестителя
- Иоанн Богослов на острове Патмос
- Воскрешение Друзианы Иоанном Богословом
- Вознесение Иоанна Богослова
Роспись капеллы Перуцци, представляющая сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотря на это, она и сегодня еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. Скудные стилистические данные, какие позволяет извлечь современное состояние фресок, целиком относятся к компоновке эпизодов, необыкновенно монументальных по своему строю, как и росписи Джотто в Нижней церкви в Ассизи. Обширные поверхности стен позволили здесь использовать более сложные сочетания фигур, чем в падуанских фресках. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха.
Сдержанность, экспрессивная драматическая выразительность образов знаменуют собой дальнейшее развитие художественных тенденций фресок капеллы Дель Арена. Цвета здесь более глубоких тонов и более мягкие, чем на падуанских фресках. Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны. Изображенные с большим размахом, крупномасштабные фигуры движутся свободно, в более разнообразных соотношениях с архитектурой и пространством. Связь между фигурами и архитектурой проведена очень обдуманно.
Из изображений меньшего размера интересны некоторые головки в шестиугольных обрамлениях, возможно, члены семьи Перуцци, настолько они индивидуализированы по своему облику. В таком случае это были бы первые самостоятельные портреты в итальянской живописи.
Единственный во всей капелле хорошо сохранившийся фрагмент - изображение руки Иоанна Богослова, протянутой в жесте благословения, которым он воскрешает Друзиану. К сожалению, цикл Перуцци неоднократно переписывался вплоть до недавнего времени. После последней реставрации он представляет собой нечто до такой степени призрачное и не позволяющее извлечь что-либо, проясняющее его значение в художественной эволюции Джотто и в истории итальянской живописи треченто.
Благовесть ангела Захарии
Благовесть ангела Захарии. Фрагмент
Рождение и наречение имени Иоанна Крестителя
Рождение и наречение имени Иоанна Крестителя. Фрагмент
Пир Ирода
Пир Ирода. Фрагмент
Иоанн Богослов на острове Патмос
Иоанн Богослов на острове Патмос. Фрагмент
Воскрешение Друзианы Иоанном Богословом
Воскрешение Друзианы Иоанном Богословом. Фрагмент
Вознесение Иоанна Богослова
Вознесение Иоанна Богослова. Фрагмент
