Джотто ди Бондоне Джотто

Фрески капеллы дель Арена (или капеллы дельи Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Вскоре Джотто приглашают в Падую, где с 1304 или с 1305 года он расписывает капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.

Светотень

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».

И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и, хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.

Отдельные цвета, особенно - ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» - краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае - поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль - он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуэ и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,- вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами, напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты, широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника - совершенно живые люди, лишь не могут говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа, стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Открытие расписанной капеллы

25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Слава о его художественных нововведениях привлекала в капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи, обвиняя Энрико Скровеньи в гордыне.

Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.

План росписей капеллыПлан росписей капеллы Фрески капеллы дель АренаФрески капеллы дель Арена Потолок капеллы со звездами и медальонамиПотолок капеллы со звездами и медальонами Изгнание бездетного Иоакима из храмаИзгнание бездетного Иоакима из храма Изгнание бездетного Иоакима из храма. ФрагментИзгнание бездетного Иоакима из храма. Фрагмент Иоаким среди пастуховИоаким среди пастухов Иоаким среди пастухов. ФрагментИоаким среди пастухов. Фрагмент Благовещение Святой АннеБлаговещение Святой Анне Благовещение Святой Анне. ФрагментБлаговещение Святой Анне. Фрагмент Благовещение Святой Анне. ФрагментБлаговещение Святой Анне. Фрагмент Жертвоприношение ИоакимаЖертвоприношение Иоакима Жертвоприношение Иоакима. ФрагментЖертвоприношение Иоакима. Фрагмент Сон ИоакимаСон Иоакима Сон Иоакима. ФрагментСон Иоакима. Фрагмент Встреча у Золотых ВоротВстреча у Золотых Ворот Встреча у Золотых Ворот. ФрагментВстреча у Золотых Ворот. Фрагмент Встреча у Золотых Ворот. ФрагментВстреча у Золотых Ворот. Фрагмент Рождение МарииРождение Марии Рождение Марии. ФрагментРождение Марии. Фрагмент Рождение Марии. ФрагментРождение Марии. Фрагмент Введение Марии в храмВведение Марии в храм Введение Марии в храм. ФрагментВведение Марии в храм. Фрагмент Введение Марии в храм. ФрагментВведение Марии в храм. Фрагмент Женихи передают первосвященнику свои жезлыЖенихи передают первосвященнику свои жезлы Женихи передают первосвященнику свои жезлы. ФрагментЖенихи передают первосвященнику свои жезлы. Фрагмент Моление женихов о процветании жезловМоление женихов о процветании жезлов Обручение Марии с ИосифомОбручение Марии с Иосифом Обручение Марии с Иосифом. Фрагмент Свадебное шествие МарииСвадебное шествие Марии Свадебное шествие Марии. ФрагментСвадебное шествие Марии. Фрагмент Свадебное шествие Марии. ФрагментСвадебное шествие Марии. Фрагмент Встреча Марии и ЕлизаветыВстреча Марии и Елизаветы Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или БлаговещениеБог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. ФрагментБог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Фрагмент Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. ФрагментБог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Фрагмент Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. ФрагментБог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Фрагмент Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. ФрагментБог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Фрагмент Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. ФрагментБог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Фрагмент Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. ФрагментБог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Фрагмент Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. ФрагментБог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Фрагмент Предательство Иуды и «ложный хор»Предательство Иуды и «ложный хор» Рождество ИисусаРождество Иисуса Рождество ИисусаРождество Иисуса Поклонение волхвовПоклонение волхвов Поклонение волхвов. ФрагментПоклонение волхвов. Фрагмент Поклонение волхвов. ФрагментПоклонение волхвов. Фрагмент Принесение Иисуса в храмПринесение Иисуса в храм Принесение Иисуса в храм. ФрагментПринесение Иисуса в храм. Фрагмент Бегство в ЕгипетБегство в Египет Избиение младенцевИзбиение младенцев Избиение младенцев. ФрагментИзбиение младенцев. Фрагмент Избиение младенцев. ФрагментИзбиение младенцев. Фрагмент Иисус среди учителейИисус среди учителей Крещение ХристаКрещение Христа Крещение Христа. ФрагментКрещение Христа. Фрагмент Брак в КанеБрак в Кане Брак в Кане. ФрагментБрак в Кане. Фрагмент Воскрешение ЛазаряВоскрешение Лазаря Воскрешение Лазаря. ФрагментВоскрешение Лазаря. Фрагмент Воскрешение Лазаря. ФрагментВоскрешение Лазаря. Фрагмент Въезд в ИерусалимВъезд в Иерусалим Въезд в Иерусали. ФрагментВъезд в Иерусали. Фрагмент Въезд в Иерусали. ФрагментВъезд в Иерусали. Фрагмент Въезд в Иерусали. ФрагментВъезд в Иерусали. Фрагмент Изгнание торгующих из храма, Изгнание из храма меновщиков, или Очищение храма Изгнание торгующих из храма. ФрагментИзгнание торгующих из храма. Фрагмент Изгнание торгующих из храма. ФрагментИзгнание торгующих из храма. Фрагмент Предательство Иуды, или Тридцать сребрениковПредательство Иуды, или Тридцать сребреников Предательство Иуды, или Тридцать сребреников. ФрагментПредательство Иуды, или Тридцать сребреников. Фрагмент Тайная ВечеряТайная Вечеря Тайная Вечеря. ФрагментТайная Вечеря. Фрагмент Омовение ногОмовение ног Омовение ног. ФрагментОмовение ног. Фрагмент Поцелуй ИудыПоцелуй Иуды Поцелуй Иуды. ФрагментПоцелуй Иуды. Фрагмент Поцелуй Иуды. ФрагментПоцелуй Иуды. Фрагмент Христос перед КаиафойХристос перед Каиафой Бичевание Христа, или Осмеяние XpucтаБичевание Христа, или Осмеяние Xpucта Бичевание Христа. ФрагментБичевание Христа. Фрагмент Бичевание Христа. ФрагментБичевание Христа. Фрагмент Дорога на Голгофу, или Шествие на ГолгофуДорога на Голгофу, или Шествие на Голгофу Распятие Христа Распятие Христа. ФрагментРаспятие Христа. Фрагмент Распятие Христа. ФрагментРаспятие Христа. Фрагмент Оплакивание ХристаОплакивание Христа Оплакивание Христа. ФрагментОплакивание Христа. Фрагмент Оплакивание Христа. ФрагментОплакивание Христа. Фрагмент Воскресение, или «Не прикасайся ко мне!», или Явление Христа Марии Магдалине Воскресение. ФрагментВоскресение. Фрагмент Воскресение. ФрагментВоскресение. Фрагмент Вознесение Христа Сошествие Святого Духа, или Праздник Троицы Сошествие Святого Духа. Фрагмент Аллегория Правосудия Аллегория Несправедливости Аллегория Благоразумия Аллегория Глупости Аллегория Стойкости Аллегория Непостоянства Аллегория Воздержания Аллегория Гнева Аллегория Веры Аллегория Неверия Аллегория Милосердия Аллегория Зависти Аллегория Надежды Аллегория Отчаяния Страшный судСтрашный суд Страшный судСтрашный суд Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Страшный суд. ФрагментСтрашный суд. Фрагмент Мадонна Оньисанти, или Мадонна на троне, или Мадонна МаэстаМадонна Оньисанти, или Мадонна на троне, или Мадонна Маэста Мадонна Оньисанти. ФрагментМадонна Оньисанти. Фрагмент Мадонна Оньисанти. ФрагментМадонна Оньисанти. Фрагмент Мадонна Оньисанти. ФрагментМадонна Оньисанти. Фрагмент Распятие из Падуи Распятие Темпио Малатестиано