Сцены из жизни Христа
Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе
После сцен из жизни Богородицы, в росписях капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе на правой стене, где расположены окна, во втором сверху ярусе Джотто изобразил сцены жизни Христа - события Его раннего детства:
Во втором ярусе левой стены изображены деяния Христа и представляют собой повествование, выдержанное, как бы сконцентрировано в одухотворенном лице Христа и характеризуется высоким уровнем живописного исполнения:
- Иисус среди учителей
- Крещение Христа
- Брак в Кане
- Воскрешение Лазаря
- Въезд в Иерусалим
- Изгнание торгующих из храма
На стене, где расположена триумфальная арка под сценой Благовещания:
Трагические события последних дней Христа продолжается затем в нижнем ярусе на правой стене с окнами, где симметрично (два интерьера - один экстерьер - два интерьера) изображены пять сцен Страстей:
- Тайная Вечеря
- Омовение ног
- Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды
- Христос перед Каиафой
- Бичевание Христа, или Осмеяние Христа
Нижний ярус левой стены завершает весь цикл жизни Христа:
- Дорога на Голгофу
- Распятие Христа
- Оплакивание Христа
- Воскресение, или «Не прикасайся ко мне!», или Явление Христа Марии Магдалине
- Вознесение Христа
- Сошествие Святого Духа
Таким образом, действие развивается строго последовательно, сцены расположены в виде длинных повествовательных циклов, трижды опоясывающих интерьер и расположенных по часовой стрелке, сверху вниз. Евангелие истолковано художником как ряд следующих друг за другом эпизодов одной биографии. Чередование драматических и лирических моментов держит в напряжении внимание зрителя, заставляя проследить простую и по-человечески понятную историю до конца всю. Джотто успешно справился с задачей воплотить на стенах падуанской капеллы "Библию для неграмотных". Его пересказе Евангельский сюжет стал историей, разворачивающаяся во времени, имеет особенно важное значение. При этом Джотто интересуют не только канонизованные церковью моменты, но и промежуточные, второстепенные. В средневековом искусстве евангельское событие трактовалось как символическое действо, расположение евангельских сцен обычно подчинялось не столько временной последовательности, а сложной системе символико-аллегорических сопоставлений.
Джотто помещает евангельские эпизоды в реальную обстановку, внутрь пространственной композиции, обычно небольшой глубины, в отличие от традиционных византийских иконописных изображений, от их условных фонов. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию.
Джотто в падуанских фресках разработал новые стилистические приемы: вместо четко прорисованных профилей у него присутствуют мягкие, непрерывные линии, легкие светлые тона на ликах и руках, глубина и выразительность взгляда подчеркивается затемнением коричневым цветом вокруг глаз. Простота, сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи. Мир трехмерный был вновь открыт, что стало величайшим достижением Джотто.
- Рождество Иисуса
- Поклонение волхвов
- Принесение Иисуса в храм
- Бегство в Египет
- Избиение младенцев
- Иисус среди учителей
- Крещение Христа
- Брак в Кане
- Воскрешение Лазаря
- Въезд в Иерусалим
- Изгнание торгующих из храма
- Предательство Иуды
- Тайная Вечеря
- Омовение ног
- Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды. М. Алпатов о фреске Поцелуй Иуды
- Христос перед Каиафой
- Бичевание Христа
- Дорога на Голгофу
- Распятие Христа
- Оплакивание Христа. М. Алпатов о фреске Оплакивание Христа
- Воскресение, или «Не прикасайся ко мне!» или Явление Христа Марии Магдалине
- Вознесение Христа
- Сошествие Святого Духа