Джотто ди Бондоне Джотто

20 сцена: Оплакивание Христа

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Христа

Оплакивание Христа. Цикл фресок история Христа капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru

В драматичном Оплакивании Христа на фоне голой скалы с одиноким сухим деревцем группа учеников и женщин окружает мертвого Христа, распростертого на земле. Сидящие на переднем плане спиной к зрителю фигуры в широких одеяниях как будто замыкают скорбную сцену.

Этот шедевр Джотто - самая потрясающая из фресок капеллы дель Арена, в ней проявилось все новаторское, что было в творчестве Джотто - эмоциональное напряжение живого повествования беспрецедентно в искусстве третеченто. Мы словно присутствуем при реальном событии, развертывающемся, как на сцене. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери, к ним сбегает диагональ каменистого склона, на них направлены взгляды всех персонажей сцены. Поза Богородицы, склонившейся над Христом и неотрывно вглядывающейся в безжизненное лицо Сына, достигает предельной выразительности.

Герои, окружившие Иисуса, исполнены скорбью, вся гамма чувств и переживаний мастерски передана посредством их жестов и поз. Образы скорбящих даны в обобщенной манере, исключающей возможность проявления индивидуальных черт человеческих характеров.

Горестная торжественность минуты оттеняется задрапированными фигурами первого плана, напоминающими изваяния скорби. Окружающие тело Христа фигуры своими сдержанными скорбными позами и жестами выражают различные эмоции: Никодим и Иосиф Аримафейский стоически переживают горе, Мария Магдалина, рыдая, склонилась над пронзенными ногами Христа, Святой Иоанн в страстном порыве склонился вперед, широко раскинув рук, вглядывается в любимое лицо Учителя. Его фигура представляет собой замкнутый пластический объем. Голова и руки святого как бы противопоставляются единому объему тела. Ниспадающие складки плаща лишь подчеркивают, но не повторяют жест отчаяния широко раскинутых, отведенных назад рук, а настроение скорби и смирения находит свое высшее выражение в устремленном к Христу лице, в напряженном взгляде святого. Женщины заламывающие в отчаянии руки, и ангелы, оплакивающие смерть Спасителя - их полет, переходящий в падение, подчеркивает вселенское значение происходящей трагедии. В запечатленной Джотто трагической сцене каждый персонаж выражает свою скорбь с такой убедительностью, что она угадывается даже в горестных позах сидящих фигур, чьих лиц мы не видим.

Глубина пространства создается за счет размещения в перспективе композиции символического горного пейзажа. Каменный склон делит картину по диагонали, подчеркивая глубину роковой утраты. Все построение композиции, даже ощущение глубины создается человеческими фигурами.

М. Алпатов о фреске Джотто капеллы дель Арена в Падуе Оплакивание Христа

«После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко»

Евангелие от Иоанна 19:38-42.