Джотто ди Бондоне Джотто

4 сцена: Бегство Святого Cемейства в Египет

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Христа

«В сцене «Бегство в Египет» похожая на античную богиню спокойная, мужественная Мария восседает на осле, готовая непреклонно сносить все трудности пути, тогда как огорченный Иосиф вопрошающе и взволнованно повертывает к ней голову»

М. Алпатов.

Бегство в Египет. Цикл фресок история Христа капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru На южной стене капеллы дель Скровеньи, под фресками, посвященными истории Анны и Иоакима, в проемах между окнами написаны пять сцен из детства Иисуса. К ним относится и сцена бегства Святого Cемейства в Египет, одна из самых знаменитых сцен Капеллы дель Арена. Действие происходит на фоне голого скалистого пейзажа, как и сцена Стигматизации Святого Франциска в Ассизи и Луврская картина, но написана в более мягкой манере.

Джотто изобразил бегство величественной процессией, чинно и неторопливо следующей через каменистую пустыню. Группа путников направляется туда, куда указывает парящий над ними ангел. Впереди идет Иосиф в охристо-желтом плаще, он разговаривает с мальчиком, ведущим под уздцы осла, поэтому взгляд его обращен назад, в пространство картины.

В центре композиции изображена исполненная достоинства Мария с Младенцем, сидящая на осле, поразительно отчуждена и выделена пространственно. Тяжелые складки красного одеяния и некогда синего (ныне краски поблекли, стерлись) плаща, прямая посадка и высокий треугольный монолит скалы на заднем плане подчеркивают замкнутость центральной фигуры. Виртуозно разделанный складками широкий плащ, который окутывает Марию, придает ей особую торжественность: это еще один фрагмент, наделенный качеством исключительной реалистично. Голова Марии, показанной точно в профиль, написана значительно реалистичней, чем подобное изображение в Ассизи - свидетельствует о большей свободе художника от средневековий традиции. В противовес статичности этой фигуры изображение ослика, написанного не менее искусно, чем фигуры людей, следующее античной традиции передачи движения ступающих коней, сообщает картине определенную динамику. Ее усиливает также живая жестикуляция трех юношей, сопровождающих Святое семейство. Их фигуры уравновешивают композицию слева.

Драматизм сцены чувствуется в четком профиле озабоченного лица Марии, в бесплодном окружении, во всей ее фигуре, написанной жесткими линиями. Однако зеленеющие даже на склоне голой скалы оливковые деревья и фигура парящего ангела являются символами надежды.

Композиция картины имеет пирамидальную форму, основой которой является ослик, а вершиной - фигуры Богородицы и Младенца Иисуса, словно «влитые» в очертания каменистого холма.

«Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего»

Евангелие от Матфея 2:13-15.