Сцены из жизни Иоакима и Анны
Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)
Джотто ввел в традиционную систему росписей капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе новые сюжеты, кроме Евангельских. Начинается повествование в левом верхнем углу правой стены, и весь этот ярус посвящен истории Иоакима и Анны — родителей Марии, Матери Христа, взятой из апокрифов - протоевангелиия Иакова «История Иакова о рождении Марии» и «Золотой легенды», действие продолжается в верхнем ярусе на левой стене историей Марии.
Тематика этих фресок как нельзя лучше подходила Джотто. Он любил изображать природу и спокойную жизнь вне городов, а также искренние, благородные чувства простых людей. Но мир, раскрываемый перед зрителем Джотто, чрезвычайно реален: тысячи нитей связывают его с действительностью, и в нем нет недостатка ни в трудностях, ни в испытаниях.
История Иоакима и Анны состоит из шести сцен на самом высоком ярусе правой стены. Они рассказывают о том, что:
- Иоаким был изгнан из храма за бездетность
- и удалился в горы к пастухам,
- затем Анна получила от ангела благую весть, что у нее родится ребенок.
- Иоаким в горах принес жертвоприношение, благосклонно принятое Богом,
- и ему во сне явился ангел, возвестивший рождение Марии.
- Иоаким, вернувшись в Иерусалим, встретился у так называемых Золотых Ворот с женой Анной, которая зачала Марию, поцеловав старого супруга.
По сравнению с Ассизи пространство сцен более стеснено, фигуры выделяются сильнее. Джотто очень скупо обозначает элементы изображаемого им мира - условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба, обычно архитектонические структуры сведены только к одному необходимому элементу.
Художник переносит все внимание на человека, его персонажи являются самым замечательным открытием — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.