Джотто ди Бондоне Джотто

6 сцена: Встреча у Золотых Ворот

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Иоакима и Анны

Встреча у Золотых Ворот. Цикл фресок история Иоакима и Анны капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru Ободренный ангельской вестью, Иоаким возвращается в город, в воротах которого он встречается с женой Анной, момент встречи у Золотых Ворот, ведущих в город запечатлел Джотто на своей фреске капеллы дель Арена в Падуе. В истории искусства трудно найти произведение более трогательное, чем эта фреска. На мосту перед городскими воротами, словно священнодействуя, торжественно и примирительно обнимают друг друга двое старых, но еще крепких людей, испытывая взаимную привязанность, они угадывают чувства и мысли друг друга и откликаются на них. Здесь сплетаются не тела, а души. Каждый из них — замкнутое скульптурное целое, они стоят рядом друг с другом, как два столпа. По одной из легенд, именно в этот момент была зачата Марию, от поцелуя супругов.

Но радость примирения таит в себе рок в образе загадочной женщины в черном, стоящей немного поодаль от других женщин, вышедших навстречу Иоакиму. Она предостерегает и напоминает, что безоблачных радостей нет, и что за каждую минуту счастья будущее отплачивает горестями, этим связывает Джотто свою работу в стройный цикл.

Композиционное единство сцены подчеркивается внутренней напряженностью, суггестивной силой взглядов и жестов. Элементы архитектуры - широкая арка ворот и привратная башня - расчленяют персонажей на отдельные группы, но одновременно и объединяют их. Глубину переднего плана передает перекинутый через городской ров каменный мостик. Правдоподобие пространства за воротами достигается объемным рисунком террасы на двух столбах, одновременно подчеркивающей три женские фигуры под аркой.

Привлекают внимание изображение величественных Золотых ворот, их мраморная текстура, детально прорисованная каменная кладка. Стена расположена слегка наклонно, задавая глубину пространства композиции, из арки ворот группой выходят женщины. Все внимание сконцентрировано на радостных объятиях супругов, получивших наконец благую весть о том, что у них вскоре родится ребенок. На картине слияние их фигур подчеркивается и единством высокой привратной башни на заднем плане. Линию двух слившихся профилей как бы продолжает, подчеркивая, устремленная вверх вертикаль правого угла башни. Как через узкие бойницы в голых стенах башен нельзя увидеть жизнь города, так и по лицам главных персонажей сцены невозможно догадаться о том, что творится в душах счастливых супругов. Их чувства отражаются скорее на лицах женщин, стоящих под аркой городских ворот, и на исполненном любопытства лице мальчика-пастуха в левом углу картины.

Рассказ Джотто эпически нетороплив и немногословен, возвышенный тон сцены встречи заставляет забывать о слабостях некоторых частей фрески, как три крайние справа женские фигуры и пастух слева во Встрече у Золотых Ворот, выполненные, вероятно, менее искусным художником.

Джоттовские персонажи естественны, лишены патетики и наделены нравственным величием и цельностью чувств. Столь же человечески богаты и их взаимоотношения, движения чувств, сдержанно выраженные в пластике жестов и взглядах, как целомудренное и самозабвенно-нежное объятие немолодых супругов во «Встрече Иоакима и Анны».

«И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме»

Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии).