Джотто ди Бондоне Джотто

3 сцена: Благовещение Святой Анне, или Явление ангела Святой Анне

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Иоакима и Анны

Благовещение Святой Анне. Цикл фресок история Иоакима и Анны капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru Фреска Благовещение Святой Анне, или Явление ангела Святой Анне, впечатляет не столько содержание композиции, как техника исполнения. Джотто мастерски изобразил трехмерное внутреннее пространство комнаты Св. Анны в небольшом сельском домике. Спокойное течение жизни, выражаемое написанной с реалистической силой фигурой пряхи, внезапно нарушает ангел, появляющийся в высоком окне комнаты и своею вестью вносящий тревогу и беспокойство в мирное жилище. Анна похожая на настоящую римскую героиню, спокойно выслушивает ангельскую весть, и именно эта трактовка придает традиционной теме новый смысл - Джотто призывает следовать велениям Бога.

Дом Святой Анны достаточно символически обозначен, обрел ясность, очевидность и наивысшую чистоту воплощения. Пространственная глубина явно тесна для фигур, подчеркивается реальная плотность и конкретность конструкции. Комната Святой Анны чудесно написана не только с точки зрения пространственной глубины, которую она передает, но и в плане характеристики домашней бытовой среды, параллель к которой можно найти в некоторых фресках Ассизи. Предметность выражена в более мягкой и сочной живописной манере. В каморке под лестницей изображена служанка, прядущая шерсть; реальность ее присутствия поразительна прежде всего благодаря передаче одежды, складки которой натянуты движением левого колена Джотто передал положение фигур точно и реалистично, что было нехарактерно для изобразительного искусства Италии Дученто.

«А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий день Господень, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности, Анна ответила: отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака.

... и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у тебя. Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у тебя. Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет тебя, Господи.

И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь»

Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии).