Джотто ди Бондоне Джотто

2 сцена: Иоаким среди пастухов

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Сцены из жизни Иоакима и Анны

Иоаким среди пастухов. Цикл фресок история Иоакима и Анны капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru Лирическим настроем проникнута сцена капеллы дель Арена, где погруженный в горькие думы Иоаким встречается с пастухами.

Образы джоттовских героев занимают особое место в искусстве позднего дученто. Они естественны, лишены патетики и наделены нравственным величием и цельностью чувств. Столь же человечески богаты и их взаимоотношения, движения чувств, сдержанно выраженные в пластике жестов и взглядах. Немногословно, с библейским величием, обрисована душевная драма Иоакима.

«В сцене «Иоаким у пастухов» грустный, глубоко сосредоточенный и погруженный в себя старец под бременем незаслуженной обиды стоит перед беспокойно озирающимися пастухами и нежно ласкающейся к нему собачкой»

М. Алпатов.

Грусть и печаль главного героя подчеркивает его поза: низко склоненная голова, задумчивое выражение лица, руки, придерживающие складки накидки с мягкими драпировками. Иоаким не замечая собаку, которая радостно его встречает. Сдержанность чувств проявляют и пастухи - при виде его молча сочувственно переглядываются.

«Как величествен Иоаким в своей тяжкой думе, возле недоумевающих пастухов. В мощи его фигуры как бы предчувствуется суровое величие будущих фигур Мазаччо и самого Микеланджело. В творчестве Джотто художественная сторона задачи выступает на первый план. Пластическое чувство, композиционный талант сочетаются у него с острой наблюдательностью реалиста, с восторгом перед явлениями жизни»

А.Н.Тихомиров.

Спокойный повествовательный тон всей истории Иоакима придает прозрачный гористый пейзажа с пастухами и овцами, написанными живо, со скрупулезным вниманием к передаче их волнистой шерсти. Ландшафт на этой росписи напоминает условный скалистый фон византийских икон, уменьшенным масштабом, по сравнению с фигурами людей. За счет такой образности пейзажа усиливается выразительность и реалистичность фигур на переднем плане, смысловой акцента переносится на героев повествования.

«И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва»

Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии).