Джотто ди Бондоне Джотто

Мадонна Оньисанти, или Мадонна на троне, или Мадонна Маэста (ок. 1310)

Мадонна Оньисанти. Джотто / www.art-giotto.ru В 1310-х гг. Джотто работает во Флоренции. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти» (Уффици, ок. 1310), монументальный алтарный образ «Мадонны на троне» - единственная дошедшая до нас станковая работа Джотто.

Композиция не подписана, однако исследователи единодушно приписывают ее Джотто. По стилю она непосредственно связана с фресками капеллы Дель Арена, поэтому может быть отнесена к 1306-1310 гг.

Алтарный образ «Мадонна Оньисанти» был предназначен для готической францисканской церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции, построенной в XIII веке, впоследствии была перестроена. Вероятно, Мадонна кисти Джотто должна была стоять над алтарем на высоте не менее метра от пола, на фоне высокого стрельчатого окна, забранного цветным витражом. При этом создавалась как бы единая архитектурная композиция, состоявшая из трех ярусов: нижний составлял алтарь или престол — реальная объемная форма в реальном пространстве капеллы; на нем, как на постаменте, помещалась огромная икона, изображающая Марию на троне. Массивные ступени трона, доходившие почти до самого престола, связывали реальное пространство капеллы с изображенным пространством; готическая спинка трона и треугольный верхний срез иконы гармонировал с готическим стилем церкви. Верхняя часть стрельчатого окна венчала всю трехъярусную архитектурно-живописную композицию. Хотя панно Джотто было органически включено в готический интерьер, принцип связи его с архитектурой во многом иной, нежели в средневековом искусстве. Различие заключается прежде всего в трактовке пространства. Живопись средневековья не пользовалась категориями объема и глубины. Для Джотто именно эти качества становятся первостепенными, ибо именно они в наиболее простой и наглядной форме воплощали новое мироощущение на заре Возрождения — материальность мира, пафос земного, осязаемого и прежде всего измеримость — и значит, познаваемость того, что в средние века считалось непознаваемым, неизмеримым пространством. Хотя архитектурные построения Джотто в его «Мадонне Оньисанти» так же не безупречны с точки зрения законов перспективы, как и в падуанских фресках, все же ему удается добиться зрительной их убедительности. Для него характерна трехмерность изображенного пространства (перспективное построение трона, глубина в расположении ангелов и святых по его сторонам). Трон Марии и окружающая ее арка написаны как архитектурное сооружение, как бы отделяющее Марию с Младенцев от остальных персонажей - ангелов и святых.

Работая над «Мадонной Оньисанти», Джотто в гораздо большей степени, чем в падуанских фресках, был связан необходимостью следовать традиционной иконографической схеме. Техника исполнения во многом напоминает стиль знаменитых мастеров того времени — Чимабуэ и Дуччо ди Буонинсенья. Сохраняя традиционную композицию эпохи Дученто, Джотто достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. Алтарный образ имеет большой размер (3,27x2,03 м). Мотив Мадонны на троне в окружении ангелов — «Мадонны во славе» — сам по себе традиционен, традиционны и позы Марии и младенца. Джотто сдвигает в сторону фигуру Богородицы, ключевого образа композиции, традиционно ее размещали центре, тем самым задавая новую схему симметричного расположения фигур в композиции, а также по-своему изменяет положение ангелов и предстоящих. У Джотто ангелы и святые, окружающие трон, повернуты в профиль и обращены к Мадонне, тем самым они как бы выключаются из системы моленного образа, в композицию вносится элемент драматического действия, что противоречило средневековой иконографии, не допускавшей профильные изображения.

Изменения Джотто привели к тому, что изображение становится более реальным и объемным, благодаря мастерской передачи художником игры света и тени. Как и фигуры ангелов, вставших на колени и держащих в руках вазу с цветами, и сама Мария, при всей своей величавости похожа на земную женщину. Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны и Младенца в картине Джотто более рафинированы и драгоценны. Трон изображен роскошным, но убедительным и правдивым. Группы ангелов и святых наполняют пространство, подобно королевской свите.

Земная природа Марии заявляет о себе весомостью ее тела, еще более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона Мария облачена в простые одежды - они имеют мало общего с драгоценными одеждами святых, изображаемых на византийских иконах. Это делает ее образ более земным. Хотя лицо Богоматери, лишено индивидуальных черт, как и большинство лиц, написанных Джотто, с удлиненным овалом, с характерным для джоттовских персонажей узким разрезом выразительных глаз, представляет собой идеализированный образ, напоминающий античннй эталон, а не византийский тип, как в более ранних «Мадоннах». «Мадонной Оньисанти» изображена со светлым и открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей заметить белизну зубов, в то время как Мадонны Дученто всегда были отчуждены и печальны. Среди мастеров-иконописцев, Джотто был одним из первых наделил святых на своих фресках и картинах человеческими эмоциями и чувствами.

Вся картина длительное время считавшаяся ранним произведением Джотто, судя по архитектурному обрамлению и сведенной до минимума перспектива. Вероятно, Джотто сознательно придерживался канона алтарной иконы, исходя из ее назначения.

Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. В документе четко указано, что это работа Джотто. В церкви Оньиссанти картина оставалась до 1810 года, после чего ее перевезли в галерею Академии. В 1919 году она была передана галерее Уффици, где хранится и сейчас, в одном зале с знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок. 1280) Чимабуэ. Рядом с величавой широтой Джоттовской картины, солидностью, материальной ощутимостью всего изображенного, праздничностью светлых, плотных красок и спокойной силой, исходящей от фигуры Мадонны, алтарная картина Чимабуэ кажется иконной, сумрачно отвлеченной. Величественный образ Чимабуэ написан преимущественно в византийском стиле - с плоскими аскетическими фигурами святых, лишенными каких-либо эмоций и выглядящими почти безжизненно. Джоттовские герои - объемны, они полны жизни, исполнены достоинства.