Джотто ди Бондоне Джотто

Новые приемы художника, примененные в росписях капеллы дель Арена Скровеньи

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Новаторство Джотто сказалось прежде всего в сюжетах, посвященных Богоматери, в них по-новому передана взаимосвязь людей друг с другом и окружающим миром. Джотто начинает разрабатывать принципиально иную пластику, ритм линий, который объединяет все фигуры и объемы в единое композиционное, смысловое и чувственно-телесное целое.

С именем Джотто связано открытие художественных достоинств интерьера (пространства комнаты в картине), пейзажа (архитектурного и ландшафтного), внутреннего мира героев живописного рассказа. Применение этим художником перспективы, вынесение точки зрения за пределы картины отражало тенденцию отстранения от изображаемого, ставило его в позицию наблюдателя, что было невозможно ранее.

Гармония живописного декора капеллы дель Арена Скровеньи, написанного Джотто, усиливается единой точкой зрения. Он применил этот прием впервые в средневековом искусстве. Стоя в середине капеллы, можно увидеть в правильном ракурсе все отдельные картины. Для Джотто, однако, это лишь организационный принцип, который еще весьма далек от ренессансной центральной перспективы, разработанной с помощью математической компоновки. Джотто не стремился достичь иллюзии пространства. Только по обе стороны арки пресбитерия он написал - для зрительного расширения внутреннего пространства - светильники в иллюзорных проемах стены.

В картинах Джотто придерживался средневековой традиции рельефного изображения пространства: на монохромном синем фоне рельефно выделяются моделированные светотенями пластические изображения.

«Образ человека, мужественно переносящего свои испытания и спокойно взирающего на окружающий мир, проходит лейтмотивом через падуанский цикл Джотто. Человек у Джотто противостоит ударам судьбы, как древний стоик. Он готов покорно сносить свои невзгоды, не падая духом, не отступая от правды, не ожесточаясь против людей. Такое понимание не противоречило средневековой церковной морали. Но оно поднимало человека, утверждало его самостоятельное бытие, придавало ему бодрость, привязывало к земному...»

М.Алпатов.

В центре картин Джотто всегда стоит человек, а окружающая среда и ландшафт играют лишь второстепенную роль. Каждая отдельная фреска капеллы Дель Арена, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным единством. Так Джотто создает самостоятельную, по понятиям нового времени, картину. Чтобы по-настоящему прочувствовать и оценить дотоле неизвестную сконцентрированность, полноту, силу, экспрессивность этих композиций, можно сравнить их, например, с работами Каваллини. Джотто в своем творчестве объединяет и развивает драматичность Чимабуэ, монолитность скульптур Арнольфо ди Камбио и колорит Пьетро Каваллини. На творчество Джотто оказал влияние и его великий современник, скульптор Джованни Пизано, который как раз в это время, около 1305 г., изваял статую Мадонны для алтаря капеллы Дель Арена. Монохромные аллегорические изображения добродетелей и пороков на цокольном ярусе капеллы похожи на тяжелые белые статуи из мрамора. Они убедительно свидетельствуют и о непосредственной связи Джотто с античным искусством. Так, например, Юстиция (Справедливость) держит в руках античные статуэтки. По античным образцам выполнены и размещенные под фигурой Юстиции конные изображения, призванные символизировать мирную жизнь, которая последует за торжеством Справедливости.

В Падуе Джотто работал также и для правящей городом семьи Каррара. Здесь он мог познакомиться с Данте, который оказал большее влияние на Джотто (хотя и в отрицательном смысле), именно вследствие противоположности их характеров. Также вероятно, сильное влияние на мастера произвели падуанские мистерии, отражение внешнего характера которых можно найти в «Страшном суде», а их духа — в драматичности фресок боковых стен капеллы.

Роспись апсиды капеллы Дель Арена выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи. Последние серьезные реставрационные работы в Капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году.

Признанный новатором техники живописи и оказавший колоссальное влияние на художественные направления последующих веков, Джотто – ярчайший представитель эпохи Треченто. Тот факт, что спустя многие столетия, несмотря на необратимость времени, естественный процесс коррозии, природные катаклизмы, бомбардировки времен Второй мировой войны, Капелла сохранилась и фрески Джотто сохранились для нас и последующих поколений, – это ли не свидетельство величайшего Божьего промысла.

После освящения капеллы дель Арена Джотто еще остается в Падуе и расписывает фресками на астрологические темы большой зал палаццо Раджоне. Эти, к сожалению, погибшие произведения дают право считать Джотто основоположником живописи на светские темы.