Джотто ди Бондоне Джотто

Аллегории Добродетелей и Пороков (1306)

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Между мраморными панелями, под главными фресками капеллы дель Арена в Падуе Джотто поместил серию образов, олицетворяющих человеческие добродетели и пороки в виде Аллегорий, они сопровождаются пояснительной надписью на латинском языке. Аллегории выполнены монохромно, и напоминают мраморные изваяния, эта техника, впервые в истории живописи примененная именно Джотто, впоследствии получила название «гризайль». В противоположность возвышенному тону Евангельских сцен, их характеризует более прозаический тон, особенно принадлежность к менее возвышенной и более повседневной сфере подчеркивается их современными одеяниями.

Добродетели расположены на правой стене, поскольку именно на правой части алтарной арки помещена сцена встречи Марии с Елизаветой, к тому же этот фриз примыкает к изображению праведников в сцене страшного суда на западной стене. На левой стене, напротив, помещены фигуры, олицетворяющие пороки. Этот «греховный» ряд соединяет сцену Предательства Иуды на алтарной стене со сценами ада на входной.

Сразу же необходимо отметить центральное место среди Аллегорий занимают изображения Правосудия и Несправедливости. В этом, вероятно, отражаются политические амбиции Энрико Скровеньи, который хотел таким образом намекнуть, что его возможное правление будет основано на правосудии.

Правосудие с достоинством и уверенностью восседает на престоле в образе величавой женщины в короне. Легко можно заметить ее сходство с написанной ранее Мадонной («Мадонна со святыми и ангелами»). Ее трон образует нечто вроде триптиха или кивория и напоминает мотивы городской архитектуры того времени: она связана не с замком, а с городом. В руках она держит две чаши весов, в одной из них — фигурка воина, олицетворяющего войну, в другой фигурка крылатой женщины — олицетворение мира. Справедливость жестом величавым и решительным разводит руки в стороны, как бы стремясь разделить эти два столь противоположных способа решения гражданских дел, и обращает свое лицо к миру. На цоколе ее трона изображены сцены счастливой мирной жизни — фигуры танцующих женщин, нарядные всадники, выехавшие на охоту, торговцы с товарами.

Противоположная ей Аллегория Несправедливости изображена в образе мужчины с резким энергичным профилем, с мечом в одной и с копьем в другой руке. Он сидит в грозной позе на троне, спинка которого образует тяжелую арку, увенчанную зубцами средневековой крепости. По сторонам трона высятся суровые скалы, у ног тирана растет дикий лес, еще ниже разыгрываются сцены грабежей, разбоя, насилия.

Другие аллегории, несомненно, имеют меньшее значение, несмотря на сложность символов, содержание которых для нас не всегда ясно и единогласно принимаемо. Тем не менее, они часто представлены с исключительным изяществом и тонкостью, некоторые нюансы замысла раскрывается только при рассматривании противоположных Аллегорий.

Благоразумие, которое обозначает достоинство человеческого разума, представлено в виде зрелой дамы, сидящая в сидящего за пюпитром, на котором лежит раскрытая книга. Намек на свойственную ему порой двуличность создается особенной прической женщины, образующей профиль бородатого мужского лица. Глупость, противоположный ему грех, изображен в виде упитанного юнца, облаченного в шутовской наряд.

Аллегория Стойкости - это женщина атлетического сложения, облаченная в львиную шкуру поверх античных доспехов, как Геркулес, вооруженная мечем и защищенная щитом с изображением льва - символом воинской доблести. Непостоянство, противоположность Стойкости, балансирует на колесе на наклонном полу.

Аллегория Воздержания спокойна и светла, в ее руках - зачехленный меч. Гнев разрывает на груди одежду, этот жест повторяется в сцене Христос перед Каиафой.

Веру олицетворяет торжественная, осененная свыше, женская фигура с крестом в одной руке и свитком в другой. Это живописное изображение создает иллюзию круглой скульптуры в духе соборной пластики. Выступающие вперед руки, хорошо выявленные объемы головы и шеи, глубокие тени ниспадающих складок вызывают почти осязательные ощущения. Аллегория Веры противостоит удивительной фигуре Неверия (оно задумано как грех против веры), ведомого на поводке женщиной-идолом. Голова Неверия вместе с украшающим ее шлемом превращена в своеобразный четырехугольник, в правом верхнем углу появляется картуш с Божественным словом, к которому ей предстоит обратиться.

Милосердие - молодая девушка с лицом ангела, выражающим кротость и смирение, означающее также щедрость, плодоносность и счастье, противостоит Зависти, как своей гротескной противоположности.

Надежда изображена в виде светлого образа молодой девушки, которая взлетает вверх, стремясь к короне, которая будет ей наградой. Ей противостоит Отчаяние, представленное в виде тела повесившейся женщины, тяжело свисающего вниз, под тяжестью тела чуть прогнулась поперечина, к которой привязана веревка). С трупа которой взлетает ввысь дьявол, радующийся своей победе.

В орнаменты декоративных лент включены многочисленные маленькие фигурки: некоторые представляют небольшие сцены Ветхого Завета, другие - полуфигуры святых и пророков.