Джотто ди Бондоне Джотто

Энрико Скровеньи - владелец капеллы дель Арена в Падуе

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Скровеньи преподносит капеллу дель Арена Богородице. Фрагмент фрески Страшный суд. Росписи капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru

Скорее всего, заказ на роспись капеллы Джотто получил в Ассизи, поскольку кардинал Орсини, по чьему повелению выполнялись ассизские фрески, приходился дядей супруге Энрико Скровеньи.

Энрико Скровеньи - богатый торговец и банкир, житель Падуи, член рыцарского ордена Гауденти, состоявшего главным образом из богатых горожан. Он был выдающейся личностью, одаренный и с большими политическими амбициями, и стал предтечей знаменитых меценатов XV века, будучи первым заказчиком нового ренессансного типа для первого художника Ренессанса.

Скровеньи скупил в 1300 году местечко Арена ди Падова с дворцом, домами, виноградниками и фруктовыми садами, и выстроил роскошный дом с прилегающей к нему с южной стороны церковью в 1303 году на руинах древнеримского амфитеатра. В 1820 году дом был окончательно разрушен, церковь же сохранилась. Капелла дель Арена много раз переходила из рук в руки, в 1880 году ее приобрел в городскую собственность муниципалитет Падуи.

Первоначально постройка была задумана Скровеньи как небольшая поминальная капелла, род фамильной усыпальницы, не предназначенной для публики. Энрико Скровеньи говорил, что возвел ее в честь Девы Марии и Падуи - в надежде спасти тем самым свою душу и души своих предков. На то были свои причины - отец Энрико, Реджинальдо, был настолько свирепым ростовщиком, что священники не позволили захоронить его тело в церковной ограде. В «Божественной комедии» Данте показывает его душу пребывающей сначала в аду, а затем, стараниями Энрико, перемещенной в Чистилище.

На сооружение именно такой капеллы получил он разрешение. Если в ней и предполагалась роспись, то очень скромная — только на алтарной стене. Но в какой-то момент честолюбивый заказчик решил превратить семейную капеллу в городской храм, пристроить к ней колокольню, чтобы можно было оповещать верующих о начале богослужений, покрыть все стены фресками, пригласив для этого знаменитого уже в те годы Джотто, который как раз находился в Падуе, выполняя заказы городской коммуны.

Изменилось и название церкви. Сначала она была посвящена Санта-Мария дель Чарита, Марии Милосердной; затем Скровеньи решил посвятить храм традиционному в городе празднику Благовещения на том основании, что на античной арене, которая находилась перед церковью, издавна, по средневековой традиции, разыгрывалась в день этого праздника мистерия на тему Благовещения. Двойное посвящение храма определило и двойной смысл росписи, посвященной истории Марии и Христа.

Монахи соседнего монастыря Эремитани заявили протест, обвинив Энрико Скровеньи в отсутствии христианского смирения, однако протест не возымел действия.