Джотто ди Бондоне Джотто

Фрески капеллы Барди церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325)

Росписи капелл церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325)

Утверждение устава францисканского ордена. Фрагмент. Джотто / www.art-giotto.ru Фрески капеллы Барди, посвященные истории Святого Франциска, композиции которых с небольшими изменениями заимствованы из фресок в Ассизи, решены в более эпически-торжественных интонациях, построены на строгом композиционном равновесии, гармонически организуют плоскость стены.

Фрески церкви Санта Кроче были выполнены значительно позже падуанских, в иной живописной манере и даже в иной технике, почти полностью написаны по сухому. В первый момент они кажутся почти монохромными, благодаря более мягкому и свободному мазку, сочетании близких по тону светлых и прозрачных цветов, данных не в полную силу звучания, а несколько ослабленных, по сравнению с резкостью цветовых сочетаний падуанского цикла. Тонкие переходы оттенков охры, от розоватой — к серой с зеленым оттенком; коричневые рясы монахов — розового, иногда лилового тона; белые одежды моделированы голубым или оливковым; и все это тонко вплавлено в общий прозрачно-золотистый тон охры. Сохранились фрески в церкви Санта Кроче значительно хуже росписей капеллы Скровеньи. В капелле Барди в сценах жития Св. Франциска архитектурные формы стройнее, скульптурность контуров несколько смягчается. В изображениях в большей мере ощущается готический стиль, чем в капелле Перуцци, где наследие античности играет более заметную роль. Свет в обеих капеллах падает на изображения со стороны окна, источника естественного света. Укорачивание перспективы ориентировано на зрителя, стоящего у входа в капеллу.

Но самое главное отличие этой росписи от более ранних циклов Джотто состоит в том, что стена не разбита на отдельные сцены, не раздроблена орнаментальными тягами, а несколько монументальных композиций объединены в систему и включены в интерьер.

Особенно впечатляет строгая построенность, вписанность всех фигур в архитектурный каркас. Каждое из шести панно, расположенных на боковых стенах капеллы Барди, само по себе является архитектурной композицией. Наиболее совершенная с этой точки зрения — фреска Явление Франциска в Арле. Во флорентийской фреске группа фигур развернута параллельно стенной плоскости и так же изображен интерьер, при этом Джотто всю стену мыслит как единую декоративно-архитектоническую систему. Особенно законченной и ритмически продуманной выглядит левая часть росписи.

По сравнению с пространным повествованием ассизского цикла, число сцен из жизни Святого сокращено из-за ограниченности площади, оказавшейся в распоряжении Джотто. Капелла Барди украшена сценами с изображением важных эпизодов из жизни Святого Франциска:

По сторонам окна изображены четверо францисканских святых, из которых сохранились только три: Людовик Тулузский, Святая Клара и достаточно разрушенная Елизавета Венгерская. На своде, в многолопастных обрамлениях помещены довольно сильно поврежденные аллегорические образы - бюсты Милосердие, Бедность и Послушание. Четвертое тондо до наших дней не сохранилось. Эти фрески, как и росписи капеллы Перуцци, были забелены в эпоху барокко. Тогда к ним были прислонены надгробия, следы которых заметны и сейчас на покрытой фресками поверхности.

Живопись начинается на высоте человеческого роста (176 см). Стена разделена на три яруса. В нижнем изображена смерть Святого Франциска. Это самая уплотненная по композиции сцена. Почти весь фон ее занимает изображение глухой стены без пролетов, разделенной на пять панелей. На фоне стены плотным фризом стоят фигуры. В сцене второго яруса Явление Франциска в Арле, композиция облегчена — вместо глухой стены дана аркада, фигуры расположены в нескольких планах. Если в нижней сцене фигуры расположены у самой рампы, то здесь они слегка отодвинуты в глубину. Еще более легким выглядит верхнее изображение Франциск отказывается от имущества , оно строится по схеме треугольника, при этом средняя часть кажется слегка приподнятой. В стройном ритме росписей капеллы Барди чувствуется внутренняя связь с архитектурой церкви Санта Кроче.

Джотто изобразил сцены земные и относящиеся ко времени, настолько близкому, что он представил в современные ему одежды персонажей, придал изображению тон менее возвышенный, чем во фресках капеллы Перуцци, особенно привлекают внимание удлиненные пропорции фигур, тончайший колорит, живописная мягкость некоторых частей росписи.

Святой Франциск изображен в флорентийских сценах без бороды, хотя по свидетельствам его современников и более ранним изображениям, он все же носил бороду. Такая трактовка была связана с усилением ревизионистского направления во францисканском ордене, все более удалявшегося от заветов его основателя. В то время, когда гражданские лица аккуратно брили бороду и рассматривали тех, кто этого не делает, как людей «низшего разряда», становится очевидным скрытый под этой свободной иконографией тонкий умысел, родившийся в Риме конца дученто в тесной связи с папской курией.

Францисканские сюжеты капеллы Барди не несут в себе более той живости и непосредственности, какие отличали фрески Ассизи, словно на них опустился покров отчужденного достоинства и святости, тем не менее, отдельные фрагменты определенно наследуют реалистичность и экспрессивность ассизских росписей. Композиции стали намного более цельными и симметричными, живописная материя - тончайшей и неосязаемой, но в то же время насыщенной и как бы бархатистой, краски деликатными, легкими и светлыми. Наглядность и убедительность построения превосходят начальные установки. С большой точностью вписаны в пространство ряды монахов, стоящих позади Франциска в сцене Утверждение устава францисканского ордена, или сидящих в Явлении в зале капитула в Арле. Присутствие среди святых, изображенных вокруг окна, Людовика Тулузского, канонизированного в 1317 году, помогает датировать фрески. Стилистическая близость росписей капеллы Барди к более поздним произведениям Джотто и даже к фрескам капеллы Барджелло во Флоренции, законченным мастерской буквально через несколько месяцев после смерти художника, позволяет отнести их к позднему периоду его творчества.