Джотто ди Бондоне Джотто

Францисканские Аллегории
Фрески крестового свода

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1310)

«Закончив вышеназванные истории, он расписал там же, но в нижней церкви, там, где останки Св. Франциска, верхние стены по сторонам главного алтаря и все четыре паруса верхнего свода, и все это с изобразительностью прихотливой и прекрасной. На первом парусе изображен св. Франциск, прославленный в небесах, в окружении добродетелей, необходимых для совершенного пребывания в Божьей благодати. С одной стороны Послушание надевает на шею стоящего на коленях перед ней монаха ярмо, супони коего чьи-то руки тянут к небесам, и, приложив палец к губам в знак молчания, воздевает очи к Иисусу Христу, проливающему кровь из ребра. Добродетель эту сопровождают Благоразумие и Смирение, дабы показать, что где истинная покорность, там всегда и смирение с благоразумием, благодаря которым благим становится всякое деяние. Во втором парусе в неприступной крепости находится Целомудрие, которое отвергает и царства, и короны, и пальмовые ветви, ему предлагаемые. Внизу находятся Чистота, омывающая нагих людей, и Сила, ведущая других для омовения и очищения. Возле Целомудрия - Покаяние, изгоняющее крылатого амура бичом и обращающее в бегство Нечисть. На третьем парусе - Бедность, попирающая босыми ногами терний; сзади на нее лает собака и один мальчик бросает в нее камнями, другой же колет ей ноги тернистой веткой. И Бедность сия, как мы видим, сочетается браком со Св. Франциском, в то время как Иисус Христос держит ее за руку, при чем таинственно предстоят Надежда и Целомудрие. В четвертом и последнем из названных парусов изображен св. Франциск, уже прославленный, облаченный в белую диаконскую ризу, торжествующий на небесах и окруженный сонмом ангелов; вверху же - стяг, на котором начертаны крест и семь звезд, а над ним Святой Дух. На каждом из этих парусов - по несколько латинских слов, изъясняющих истории. Подобным же образом, помимо названных четырех парусов, и на боковых стенах находятся прекраснейшие живописные работы, почитаемые по справедливости ценными как за их совершенство, так и за тщательность работы, такую, что и поныне они сохранились свежими. На этих историях есть и портрет самого Джотто, прекрасно выполненный, а над дверью сакристии его же работы также фреской - св. Франциск, получающий стигматы, такой любящий и набожный, что, по мне, кажется самой превосходной живописной работой изо всех других в этой церкви, поистине прекрасных и достойных восхваления"»

Вазари.

После окончания работы по украшению капеллы Магдалины и правого трансепта Нижней церкви в Ассизи, Джотто с учениками расписал паруса свода над главным алтарем, смежным с правым трансептом. На самом видном месте изображен Святой Франциск во славе. Эта фреска уникальна тем, что одежды святого и фон покрыты золотом, особенно если учесть масштабы росписи парусов свода.

На парусах размещены сложные аллегорические композиции:

Полные улыбающихся радостных фигур, они продолжают тенденции джоттовского творчества, проявившиеся в сценах детства Христа в правом трансепте. Манера помощника Джотто, преимущественно создавшего эти фрески характеризуется несколько застылой экспрессивностью, его условно именуют Мастер парусов.

Именно эти росписи главной святыни францисканского ордена свидетельствуют, насколько последователи за столь короткое время ушли от основополагающих принципов основателя движения - Франциска Ассизского. Какая ирония окружать Святого, обрученного с Нищетой золотом.

Известно, что когда Микеланджело расписывал Собор Святого Петра в Риме, папа выразил горячее желание покрыть фрески золотом, на что мастер остроумно ответил: "Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство".