Джотто ди Бондоне Джотто

Джованни да Милано

(работал между 1346 и 1369 гг.)

Ученики и последователи Джотто

Джованни да Милано. Пьета  / www.art-giotto.ru С именем Джотто в Милане также связано возникновение школы, оказывающей широкое воздействие на развитие художественной культуры, типичным проявлением которой являются фрески аббатства в Виболдоне. Крупнейший ломбардский ученик Джотто — Джованни да Милано (Giovanni da Milano, упомин. с 1346 до 1369 г.), его настоящее имя - Джованни ди Джакопо ди Джудио да Каверсаччио, но жил и работал преимущественно во Флоренции в 1340-х гг.

Переехав во Флоренцию из Ломбардии 17 октября 1346 г., он был записан как Джоннес Джакоби де Коммо, в числе прочих приезжих художников. В 1346 г. его как чужеземного художника вместе с сорока товарищами изгнала из города корпорация Arte dei Medici e Speciali. Возможно, он возвратился в Ломбардию, но одно время работал и в окрестных тосканских городах. Из созданного им там известен полиптих из Пинакотеки в Прато (1363) - самое раннее из известных нам произведений мастера, сохранившихся до наших дней. Затем о несколько лет его имя не упоминается в документах, лишь спустя 12 лет он подписывается как Джоннес Джакоби Гвидонис де Медиолано (1358-1363).

В 1363 г. флорентийский цех художников принял его в свои члены, что означало высокую оценку его искусства. Свидетельством его процветания являются записи в списках сборов пошлин от 26 декабря 1363 г. - его собственности числятся земельный участок в Риполи и дом в приходе Cан-Пьер-Маджоре во Флоренции. В 1366 г. Джованни да Милано вместе с семьей получил флорентийское гражданство.

В эти годы он создал свои основные произведения: роспись главного алтаря церкви Оньиссанти, известные фрагменты которой ныне хранятся в Галерее Уффици, и свой шедевр - «Пьету» (1365), по заказу семьи Строцци, (сейчас хранится в флорентийской Академии), которая является единственной его датированной (1365) и подписанной картиной.

В 1365 г. Джованни получил заказ на роспись капеллы сакристии Санта Кроче - капеллы Ринуччи. Капелла была освящена в честь Марии Магдалины, поэтому фрески изображают жизнь Богородицы и Марии Магдалины, каждую в пяти сценах. В секторах крестового свода изображены полуфигуры четырех пророков и Христа, а в биллете арки над входом, над фигурами Св. Франциска и Св. Людовика Тулузского - полуфигуры двенадцати апостолов. Роспись капеллы завершил один из неизвестных помощников Джованни.

«Выполненные после более чем десятилетнего пребывания художника во Флоренции, они показывают, что если среди флорентийцев ломбардец и общался с Мазо ди Банко и Нардо ди Чьоне, то приглядывался он все же больше к сиенцам, чем к современным ему последователям Джотто, ибо изящество его колорита и прозрачность теней ведут, скорей, начало от Симоне Мартини, а то и от Варны, хотя в них и чувствуется отпечаток флорентийской манеры, заявляющей о себе грубоватостью моделировки и рисунком, почти свободным от готических влияний»

Тоэска.

Вместе с другими флорентийскими художниками Джованни да Милано отправился в Рим, где еще до 1369 г., по заказу папы Орбана V, расписал в Ватикане две капеллы. Больше о нем ничего не известно.

Джованни да Милано изучал творчество Джотто, Таддео Гадди и Орканьи. Впитывая и перерабатывая различные творческие влияния, он обогащал свое глубоко индивидуальное, лирическое по складу творчество. Мягкие светотени пылающих красок, ритм контуров вдыхают жизнь в его картины. Сцены из жизни Марии в капелле Ринуччи обнаруживают много родственных черт с композициями Таддео Гадди в капелле Барончелли, способ изображения, однако, существенно отличается. Благородный академизм Таддео Гадди, который, по словам Вазари, был учителем Джованни да Милано, уступает место в произведениях последнего мягкой патетике, подобной той, которую можно видеть в «Пьете» из флорентийской Академии, в этом редчайшем примере религиозной лирики второй половины треченто. Рядом с аристократическими, следующими готическим придворным идеалам, стройными фигурами Джованни фигуры Таддео Гадди действительно кажутся джоттовскими. Джованни принес во Флоренцию новые веяния, глубоко чувствительный, поэтический мир ломбардской готики. В центре творчества Джованни, как и у Джотто, стоит человек, но это не джоттовские фигуры, напоминающие античных драматических героев, а хрупкие люди, претворяющие в единую гармонию земную действительность и сверхъестественное. Все это выражается в равновесии между пространственностью и плоскостностью, между орнаментальными и пластическими ценностями линий и красок. В отношении абстракции он приближается к Орканье, но весьма далек от жестких форм последнего, следуя скорее новейшим устремлениям готики и развивая дальше готический натурализм, эмоциональную наполненность и декоративные формы сиенских мастеров, Симоне Мартини и братьев Лоренцетти. В середине XIV в. во флорентийской живописи, застывшей в академизме мастерской Орканьи, Джованни да Милано один проявляет интерес к внутреннему миру человека, для современного изображения которого он нашел самое строгое художественное выражение.

В Ломбардии же джоттовское течение вскоре приходит в упадок, во многом благодаря все более тесным (особенно в области миниатюры) связям с заальпийской готикой.