Рождество Марии (1365)

Джованни да Милано

Ученики и последователи Джотто

Рождество Марии. Джованни да Милано / www.art-giotto.ru По заказу Лапо ди Лизио Гвидалотти (ум. ок. 1350) художник Джованни да Милано (работал между 1346 и 1369 гг.) расписал фресками, посвященными жизни Богородицы и Марии Магдалины, станы капеллы Ринуччи в францисканской церкви Санта Кроче во Флоренции. Северную стену капеллы в три ряда украшают 5 фресок, иллюстрирующих жизнь Девы Марии. Росписи капеллы Ринуччи перекликаются с созданными на аналогичную тему Таддео Гадди фресками капеллы Барончелли (1327 - ок. 1330) в той же церкви, и фресками капеллы Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (ок. 1310), созданными Джотто и его учениками. При декорировании капеллы Джованни да Милано эффектно использует возможности архитектурных и орнаментальных обрамлений для разделения сцен.

«Рождество Марии» находится во втором ряду. Композиция этой картины напоминает сходную по теме падуанскую картину Джотто: Св. Анна изображена также справа на постели, которая видна благодаря отодвинутой занавеске. Перед постелью стоит сундук с приданым, как в сиенской алтарной картине Пьетро Лоренцетти; сидящие на нем женщины, как и служанка, стоящая за кроватью, подчеркивают реальность пространства. Но у Пьетро сидящая на сундуке посетительница разговаривает с Анной, то у Джованни да Милано с ней никто не связан.

Женщины готовятся к омовению ребенка. Купель уже готова, но этим одухотворенным дамам и вообще всей атмосфере картины чужда присущая Джотто или Пьетро Лоренцетти жанровость.

Слева в дверях замерла посетительница - знатная женщина в богатом одеянии. она принесла роженице блюдо с подарками, прикрытое красивым тканым полотенцем. Как и на картинах Пьетро Лоренцетти и Джотто, подарки принимает служанка. Однако Джованни не разделил архитектурой внутреннее пространство, а показал единый интерьер всей сцены.

Сжатость пространства сцены не воспринимается как архитектурный проем, персонажи истории жизни Марии на этой фреске почти полностью заполняют пространство, место действия здесь второстепенно, как театральные подмостки. Стройные и грациозные, созданные декоративными контурами и мягко моделированными светотенями, фигуры являются в первую очередь поэтическим выражением мира чувств. Изящный рисунок на обрамлениях сцены подчеркивает лиричность запечатленного мастером момента из жизни Богородицы.

В 1360-х гг. во Флоренции, где художественная деятельность Джованни да Милано развивалась в среде застывшего академизма стиля братьев Орканья, он был единственным художником, который стремился к изображению живых человеческих чувств.