Джотто ди Бондоне Джотто

Ученики и последователи Джотто

В живописи треченто находят широкое развитие изобразительные принципы, выходящие за пределы джоттовских традиций, а иногда и противостоящие им. Они имеют самые разнообразные источники, и оценка их не может быть однозначной. С одной стороны, можно говорить о развитии новых тенденций, весьма плодотворных для становления Возрождения, с другой — о появлении течений, развивающихся в общем русле западноевропейской готики и подготовивших почву для той волны поздней, так называемой интернациональной готики, которая захватила итальянскую живопись в 90-х годах XIV века.

Основные тенденции живописи треченто определились в первой половине века в противостоянии двух ведущих школ — флорентийской и сиенской. Школа Флоренции теснейшим образом связана с традициями Джотто. Его росписи в Санта Кроче относятся к концу 10-х — первой половине 20-х годов, то есть к моменту формирования художественной культуры треченто.

Художественные принципы Джотто наиболее последовательно осуществляли безымянные мастера, работавшие в первые два десятилетия XIV в. в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи (Мастер Св. Магдалины, Мастер детства Христа, Мастер сводов и др.). Возможно, работами руководил непосредственно Джотто. Росписи выполняли, вместе с местными умбрийскими мастерами, и ученики Джотто, участвовавшие в живописном украшении капеллы Дель Арена и в создании цикла фресок о Св. Франциске в Верхней церкви. В Нижней церкви они создали на бочарном своде правого трансепта историю детства Иисуса, крупноформатный алтарный образ, представлявший чудеса Св. Франциска и «Распятие», фресковый цикл капелл Св. Николая и Св. Магдалины, а также аллегорические сцены крестового свода средокрестия. Отдельные сцены в композиционном отношении настолько близки падуанским картинам Джотто, что ряд исследователей предполагает в создании их личное участие великого мастера. Наконец, его прямыми учениками и помощниками были ведущие флорентийские живописцы первой половины века — Мазо ди Банко и Таддео Гадди.

Памятник ДжоттоПамятник Джотто Алтарь Св. Цецилии. Мастер Св. ЦецилииАлтарь Св. Цецилии. Мастер Св. Цецилии Алтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. ЦецилииАлтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. Цецилии Алтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. ЦецилииАлтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. Цецилии Алтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. ЦецилииАлтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. Цецилии Трипих. Бернардо ДаддиТрипих. Бернардо Дадди Трипих. Фрагмент. Бернардо ДаддиТрипих. Фрагмент. Бернардо Дадди Трипих. Фрагмент. Бернардо ДаддиТрипих. Фрагмент. Бернардо Дадди Трипих. Фрагмент. Бернардо ДаддиТрипих. Фрагмент. Бернардо Дадди Трипих. Фрагмент. Бернардо ДаддиТрипих. Фрагмент. Бернардо Дадди Трипих. Фрагмент. Бернардо ДаддиТрипих. Фрагмент. Бернардо Дадди Трипих. Введение Марии в храм. Таддео ГаддиТрипих. Введение Марии в храм. Таддео Гадди Трипих. Фрагмент. Таддео ГаддиТрипих. Фрагмент. Таддео Гадди Трипих. Фрагмент. Таддео ГаддиТрипих. Фрагмент. Таддео Гадди Трипих. Фрагмент. Таддео ГаддиТрипих. Фрагмент. Таддео Гадди Чудо с драконом папы Сильвестра Святого. Мазо ди БанкоЧудо с драконом папы Сильвестра Святого. Мазо ди Банко Чудо с драконом папы Сильвестра Святого. Фрагмент. Мазо ди БанкоЧудо с драконом папы Сильвестра Святого. Фрагмент. Мазо ди Банко Чудо с драконом папы Сильвестра Святого. Фрагмент. Мазо ди БанкоЧудо с драконом папы Сильвестра Святого. Фрагмент. Мазо ди Банко Фрески над надгробиями членов семейства Барди. Мазо ди БанкоФрески над надгробиями членов семейства Барди. Мазо ди Банко Мадонна с Младенцем. Мазо ди БанкоМадонна с Младенцем. Мазо ди Банко Будничный алтарь, или Пала Фериале. Паоло ВенецианоБудничный алтарь, или Пала Фериале. Паоло Венециано Будничный алтарь, или Пала Фериале. Фрагмент. Паоло ВенецианоБудничный алтарь, или Пала Фериале. Фрагмент. Паоло Венециано Триумф смерти. Орканья (Андрея ди Чоне)Триумф смерти. Орканья (Андрея ди Чоне) Алтарь Строцци. Орканья (Андрея ди Чоне)Алтарь Строцци. Орканья (Андрея ди Чоне) Рождество Марии. Джованни да МиланоРождество Марии. Джованни да Милано Сцены из жизни Марии. Джованни да МиланоСцены из жизни Марии. Джованни да Милано Пьета, или Оплакивание Христа. Джованни да МиланоПьета, или Оплакивание Христа. Джованни да Милано Св. Немезий и Св. Иоанн Креститель. Спинелло АретиноСв. Немезий и Св. Иоанн Креститель. Спинелло Аретино Св. Немезий и Св. Иоанн Креститель. Фрагмент. Спинелло АретиноСв. Немезий и Св. Иоанн Креститель. Фрагмент. Спинелло Аретино Пир Ирода. Спинелло АретиноПир Ирода. Спинелло Аретино Пир Ирода. Фрагмент. Спинелло АретиноПир Ирода. Фрагмент. Спинелло Аретино Пир Ирода. Фрагмент. Спинелло АретиноПир Ирода. Фрагмент. Спинелло Аретино Вознесение Христа. Гварьенто д'АрпоВознесение Христа. Гварьенто д'Арпо Архангел, взвешивающий души. Гварьенто д'АрпоАрхангел, взвешивающий души. Гварьенто д'Арпо Брак в Кане. Джусто де МенабуойБрак в Кане. Джусто де Менабуой Брак в Кане. Фрагмент. Джусто де МенабуойБрак в Кане. Фрагмент. Джусто де Менабуой Брак в Кане. Фрагмент. Джусто де МенабуойБрак в Кане. Фрагмент. Джусто де Менабуой Брак в Кане. Фрагмент. Джусто де МенабуойБрак в Кане. Фрагмент. Джусто де Менабуой Рай. Джусто де МенабуойРай. Джусто де Менабуой Вознесение Христа. Гварьенто д'АрпоВознесение Христа. Гварьенто д'Арпо Распятие. АльтикьероРаспятие. Альтикьеро Распятие. Фрагмент. АльтикьероРаспятие. Фрагмент. Альтикьеро Распятие. Фрагмент. АльтикьероРаспятие. Фрагмент. Альтикьеро Усекновении главы Св. Георгия. АльтикьероУсекновении главы Св. Георгия. Альтикьеро Усекновении главы Св. Георгия. Фрагмент. АльтикьероУсекновении главы Св. Георгия. Фрагмент. Альтикьеро Усекновении главы Св. Георгия. Фрагмент. АльтикьероУсекновении главы Св. Георгия. Фрагмент. Альтикьеро Св. Лючия на смертном одре. АльтикьероСв. Лючия на смертном одре. Альтикьеро Св. Лючия на смертном одре. АльтикьероСв. Лючия на смертном одре. Фрагмент. Альтикьеро Св. Лючия на смертном одре. Фрагмент. АльтикьероСв. Лючия на смертном одре. Фрагмент. Альтикьеро Св. Лючия на смертном одре. Фрагмент. АльтикьероСв. Лючия на смертном одре. Фрагмент. Альтикьеро Поклонение волхвов. АльтикьероПоклонение волхвов. Альтикьеро

В целом живопись XIV века, сохраняя джоттовский принцип моделировки форм градациями света (от основного тона к более высветленным), утрачивает свойственную Джотто пластическую мощь, приобретает некоторую облегченность, иногда элемент силуэтности, что выдает и стремление к большей утонченности, декоративности, и более тесное соприкосновение с веяниями заальпийской готики. После смерти Джотто ученики и последователи, распространившие его манеру по всей Италии и только повторявшие выработанные им типы, произвели временный упадок живописи, которую снова оживили потом Орканъя и Мазаччо. Ближайшие ученики Джотто Таддео Гадди и Мазо ди Банко следовали его принципам, однако к середине XIV в. во Флорентийской школе были утрачены лаконизм и ясность образов, и к последней трети XIV в. победило направление интернациональной готики. В развитии всей итальянской живописи произошел заметный спад на несколько десятилетий. Джоттовская тесная взаимосвязь пространства с фигурами и предметным миром была постепенно утрачена.