Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

Ученики и последователи Джотто

Распятие. Альтикьеро / www.art-giotto.ru В живописи треченто находят широкое развитие изобразительные принципы, выходящие за пределы джоттовских традиций, а иногда и противостоящие им. Они имеют самые разнообразные источники, и оценка их не может быть однозначной. С одной стороны, можно говорить о развитии новых тенденций, весьма плодотворных для становления Возрождения, с другой — о появлении течений, развивающихся в общем русле западноевропейской готики и подготовивших почву для той волны поздней, так называемой интернациональной готики, которая захватила итальянскую живопись в 90-х годах XIV века.

Основные тенденции живописи треченто определились в первой половине века в противостоянии двух ведущих школ — флорентийской и сиенской. Школа Флоренции теснейшим образом связана с традициями Джотто. Его росписи в Санта Кроче относятся к концу 10-х — первой половине 20-х годов, то есть к моменту формирования художественной культуры треченто.

Художественные принципы Джотто наиболее последовательно осуществляли безымянные мастера, работавшие в первые два десятилетия XIV в. в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи (Мастер Св. Магдалины, Мастер детства Христа, Мастер сводов и др.). Возможно, работами руководил непосредственно Джотто. Росписи выполняли, вместе с местными умбрийскими мастерами, и ученики Джотто, участвовавшие в живописном украшении капеллы Дель Арена и в создании цикла фресок о Св. Франциске в Верхней церкви. В Нижней церкви они создали на бочарном своде правого трансепта историю детства Иисуса, крупноформатный алтарный образ, представлявший чудеса Св. Франциска и «Распятие», фресковый цикл капелл Св. Николая и Св. Магдалины, а также аллегорические сцены крестового свода средокрестия. Отдельные сцены в композиционном отношении настолько близки падуанским картинам Джотто, что ряд исследователей предполагает в создании их личное участие великого мастера. Наконец, его прямыми учениками и помощниками были ведущие флорентийские живописцы первой половины века — Мазо ди Банко и Таддео Гадди.

Мастер Св. Цецилии

Бернардо Дадди (Bernardo Daddi)

Таддео Гадди (Taddeo Gaddi)

Мазо ди Банко (Maso di Banco)

Паоло Венециано (Paolo Veneziano)

Орканъя (Андреа ди Чоне) (Orcagna, Andrea di Cione)

Джованни да Милано (Giovanni da Milano)

Спинелло Аретино (Spinello Aretino)

Гварьенто д'Арпо (Guariento d'Arpo)

Джусто де Менабуой (Giusto de Menabuoi)

Альтикьеро да Дзевио (Altichiero da Zevio)

В целом живопись XIV века, сохраняя джоттовский принцип моделировки форм градациями света (от основного тона к более высветленным), утрачивает свойственную Джотто пластическую мощь, приобретает некоторую облегченность, иногда элемент силуэтности, что выдает и стремление к большей утонченности, декоративности, и более тесное соприкосновение с веяниями заальпийской готики. После смерти Джотто ученики и последователи, распространившие его манеру по всей Италии и только повторявшие выработанные им типы, произвели временный упадок живописи, которую снова оживили потом Орканъя и Мазаччо. Ближайшие ученики Джотто Таддео Гадди и Мазо ди Банко следовали его принципам, однако к середине XIV в. во Флорентийской школе были утрачены лаконизм и ясность образов, и к последней трети XIV в. победило направление интернациональной готики. В развитии всей итальянской живописи произошел заметный спад на несколько десятилетий. Джоттовская тесная взаимосвязь пространства с фигурами и предметным миром была постепенно утрачена.


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru