Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

«Башня Джотто» - колокольня собора Санта Мария дель Фьоре (1334-1337)

Колокольня собора Санта Мария дель Фьоре. Джотто / www.art-giotto.ru "По возвращении Джотто во Флоренцию Руберто, король неаполитанский, написал Карлу, королю калабрийскому, своему первенцу, находившемуся во Флоренции, дабы он во что бы то ни стало прислал Джотто к нему в Неаполь, ибо, закончив строительство женского монастыря Санта Кьяра и королевской церкви, он пожелал, чтобы тот украсил их благородной живописью. Услышав, что его призывает столь прославленный и знаменитый король, Джотто отправился к нему на службу весьма охотно и, прибыв туда, написал в нескольких капеллах названного монастыря много историй из Ветхого и Нового завета" Вазари.

В 1328-1333 годах Джотто с несколькими учениками работал в Неаполе при дворе короля Роберта Анжуйского, расписывая придворную капеллу и большой зал дворца, причем Джотто держался при дворе с таким сознанием собственного достоинства, что король обходился с ним, как с равным, и пожаловал художнику титул «придворного».

Затем Джотто пригласили в Болонью, но произведения, созданные им там, погибли. Такая же судьба постигла и фрески, которыми он украсил дворец Висконти в Милане. Известно лишь, что темой их были портреты известнейших правителей античного мира.

Джотто шел по пути поисков новых форм синтеза живописи и архитектуры. Фрески падуанской капеллы, «Мадонна Оньисанти» и флорентийские росписи определяют ступени его формирования как живописца-монументалиста. Логика этого развития привела его к архитектурной практике, которой блестяще завершилась его карьера.

"После всего этого в 1334 году июля 9-го дня приступили к строительству кампанилы Санта Мариа дель Фьоре, основанием которой служила площадка из пьетрафорте на том месте, где на глубину в двадцать локтей вычерпали воду и гравий; над этой площадкой, уложив порядочную забутовку высотой в двенадцать локтей от первоначального основания, вывели еще восемь локтей ручной кладки. И когда было положено начало работ, прибыл епископ города, который в присутствии всего духовенства и всех должностных лиц и заложил торжественно первый камень. Затем, в то время как работу эту продолжали по названной модели, сделанной в принятой в то время немецкой манере, Джотто нарисовал все истории, предназначавшиеся для украшений, и разметил с большой тщательностью белой, черной и красной краской на модели все те места, где должны были проходить камни и фризы. Кампанила внизу равнялась ста локтям, то есть каждая сторона равнялась двадцати пяти локтям, высота же составляла сто сорок четыре локтя. И если правда, я же считаю это истинной правдой, то, что написал Лоренцо ди Чоне Гиберти, то Джотто сделал не только модель этой колокольни, но также и часть скульптурных рельефных мраморных историй, где изображены олицетворения всех искусств. И названный Лоренцо утверждает, что видел модели рельефов работы Джотто, и в частности модели именно этих рельефов, чему можно легко поверить, ибо рисунок и изобретательность - отец и мать всех искусств, а не только одного. Кампанила эта по модели Джотто должна была над тем, что мы видим, иметь еще шатер, то есть квадратную пирамиду высотой в пятьдесят локтей, но, так как она была в немецком духе и в старой манере, новые архитекторы посоветовали ее не делать ибо им казалось, что так будет лучше" Вазари.

"Джотто был не только живописцем, но и выдающимся архитектором, чему свидетельство стройная и легкая, необыкновенно изящная кампанила (звонница) возле главного собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре (завершена Таленти)" А.Н.Тихомиров.

Вскоре после возвращения из Неаполя в 1334 году, после смерти зодчего Арнольфо ди Камбио, он был назначен главным архитектором Флорентийского собора, также ему было поручено ведение инженерных работ при постройке крепостных сооружений города. В документе, датированном 1334 годом, говорится, что для этой должности «в целом мире невозможно найти более квалифицированного мастера, способного своей мудростью и искусством послужить во славу своего города». Он спроектировал знаменитую своей красотой колокольню Кафедрального собора Санта-Мария дель Фъоре, или Кампаниле. Хотя этот факт подвергается сомнению, однако готическому характеру ее декора все же свойственны ясная расчлененность и ритмическая соразмерность частей. Спроектировал также барельефы колокольни, выполненные позже Андреа Пизано.

В 1334 году был заложен фундамент одной из самых красивых итальянских кампанил. Джотто дожил только до начала этого большого строительства: к моменту смерти художника успели построить только первый этаж звонницы. После смерти Джоттто строительство 90-метровой башни продолжил Андреа Пизано, сын Никколо Пизано, в 1337-1343, и окончательно завершено около 1359 года одним из крупнейших флорентийских архитекторов XIV века Франческо Таленти (ок. 1300—1369), придавшим этому зданию его теперешний облик.

Первоначальный проект Джотто был так измененен, что рисунок Джотто с проектом колокольни, хранящийся в Кафедральном соборе Сиены, на котором колокольня изображена такой, какой задумывал ее сам художник, сильно отличается от современного облика, но все же ее продолжают называть «Башней Джотто». Колокольня собора - стройная прямоугольная башня с поэтажными горизонтальными членениями и изящными готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых еще долго сохранялась в итальянской архитектуре. Колокольня отличается стремительным движением вверх и изяществом: по мере подъема конструкция облегчается, вытягивается вверх и усложняется. Все стены снаружи облицованы мрамором и покрыты ценнейшей ажурной резьбой. Снаружи башня облицована чередующимися плитами белого и зеленого мрамора с мозаичными вставками, выполненными братьями Космати. Проемы с готическим обрамлением изысканно вплетены в орнаментовку стен, а скульптуры, навесы и собранные в пучки мелкие крученые колонны относятся к художественным шедеврам эпохи. Несмотря на большую высоту, соборная колокольня столь изящна, размеры ее столь гармоничны, декоративные элементы ее так хорошо вяжутся между собой, что она кажется зрителю скорее ювелирным изделием, чем зданием. Благодаря сочетанию силы и изящества, простоты и богатства декора кампанила занимает одно из ведущих мест в архитектуре колоколен.

«Эти работы, выполняемые для города, должны прославить и украсить его, что может быть сделано надлежащим образом только в том случае, если руководить ими будет мастер опытный и знаменитый,— говорится в одном из документов того времени.— Во всем мире нельзя найти человека более одаренного в этой и во многих других областях, нежели живописец Джотто Бондоне из Флоренции; он признан в своем отечестве великим мастером, и нужно, чтобы он постоянно оставался на этой должности и работал, так как он принесет много пользы своей ученостью и своими познаниями, и город получит от этого большую выгоду».


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru