Джотто ди Бондоне Джотто

Картины последних лет (1320-1334)

Распятие Христа, Мюнхен. Джотто / www.art-giotto.ru

Поздний период творчества Джотто таит в себе много неясного, отчасти в связи с увеличением количества поручаемых ему заказов. В центре его деятельности находится, однако, Флоренция, где он руководит крупной мастерской, в которой работают, наряду с подмастерьями, уже признанные пожилые мастера и где он получает важные заказы, в том числе архитектурные. По свидетельстве Гиберти и Вазари, Джотто расписал в флорентийской церкви Санта-Кроче во Флоренции всего четыре капеллы (на сегодня сохранились фрески в капеллах Перуцци и Барди), а также выполнил четыре утраченных ныне, алтарных образа. В разных музеях мира хранятся семь плохо сохранившихся квадратных панно, которые, возможно, были частями одного или нескольких алтаных образов из церкви Санта-Кроче (1320-1325):

Скорее всего, «Распятие» являлось центром алтарного образа. У подножия креста с истекающим кровью Иисусом, преклонив колени, стоит справа супружеская чета заказчиков, а слева - Святой Франциск. Слева группа скорбящих женщин поддерживают лишившуюся чувств Богоматерь, справа Иоанн, любимый ученик Христа, а бородатый старец - вероятно, Иосиф Аримафейский.

Эти доски, несомненно, кисти Джотто, или же его мастерской, они в главном повторяют его стиль, они прямо соотносятся с другими творениями мастера той же тематики, достаточно сравнить картину «Тайная вечеря» из Мюнхена с падуанской фреской.

Однако существует еще несколько произведений, приписываемых кисти Джотто, или его мастерской, один из них - это «Алтарь Стефанески».

Мадонна с Младенцем, Вашингтон. Джотто / www.art-giotto.ru Еще четыре изображения, авторство Джотто которых до сих пор под сомнением, хотя некоторые из них содержат его подпись, хранящиеся в разных галереях мира, являлись, возможно, частью одного полиптиха (1320-1325):

Эти картины, особенно, две последние, демонстрируют несомненное сходство с образами на фресках капеллы Барди. Все они написаны в более величественном тоне, но еще более богато и пышно. Мадонна с удлиненным разрезом глаз, напоминает французский рельеф из слоновой кости, одета в нарядный плащ с множеством мягких складок. Святой Стефан одет в роскошный далматик, в его руках - книга в драгоценном окладе. В этих картинах, несомненно, ощущается нарядность, присущая в большей мере сиенцу Симоне Мартини, но без его светскости.

К этим произведениям, особенно «Алтарю Стефанески», с их хрупкими пропорциями, драгоценной полихромией, патетичностью интонации, близки, два небольшие Распятия, к сожалению, плохо сохранившиеся, оба датируются приблизительно 1330 годом:

  • «Распятие», с треугольным завершением, хранится в Берлинском музее,
  • «Распятие», прямоугольное, в музее Страсбурга.

Особенностью этих двух картин является наличие более многочисленной толпы у подножия креста, чем в более ранних произведениях мастера, причем обрезанность скопления людей по краям картины создает впечатление, что народа на Голгофу собралось еще больше. Разными средствами композициям придана большая глубина, ощущение ритма, образ Христа также своей утонченностью далек от телесности на ранних Распятиях кисти Джотто. Несомненно, для большинства поздних произведений Джотто характерна возродившаяся готическая тенденция, как и большее изящество и нарядность произведений, возникшие, вероятно, под влиянием творчества ставшего знаменитым в эти годы Симоне Мартини.

В 1328-1332 гг. Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены.

К самым последним произведениям Джотто приписывают два больших полиптиха (ок. 1334):

Болонский полиптих, ранее хранился в церкви Санта Мария дельи Анджели, теперь в Пинакотеке, отличается роскошью, богатыми украшениями, яркими красками. Изящная, как знатная дама, Богородица окружена четырьмя суровыми фигурами - архангелами Гавриилом, Михаилом, Святыми Петром и Павлом - облаченными в нарядные одеяния. Трон Мадонны необычайно основательный, но более готический, чем в какой-либо другой картине Джотто.

«В капелле Барончелли в названной церкви есть образ, написанный темперой рукой Джотто, где в Венчании Богородицы с большой тщательностью изображены и огромнейшее количество мелких фигур, и сонмы ангелов и святых, выполненные весьма тщательно»

Вазари.

Сверкающее Коронование Марии из капеллы Барончелли несомненно является одним из последних великих замыслов художника.

В центре Христос надевает на голову Марии венец, на переднем плане изображены четыре коленопреклоненных ангела. Четыре боковые створки заполнены рядами святых, на переднем плане также коленопреклоненные ангелы с разнообразными музыкальными инструментами.