Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

Картины последних лет (1320-1334)

Распятие Христа, Мюнхен. Джотто / www.art-giotto.ru

Поздний период творчества Джотто таит в себе много неясного, отчасти в связи с увеличением количества поручаемых ему заказов. В центре его деятельности находится, однако, Флоренция, где он руководит крупной мастерской, в которой работают, наряду с подмастерьями, уже признанные пожилые мастера и где он получает важные заказы, в том числе архитектурные. По свидетельстве Гиберти и Вазари, Джотто расписал в флорентийской церкви Санта-Кроче во Флоренции всего четыре капеллы (на сегодня сохранились фрески в капеллах Перуцци и Барди), а также выполнил четыре утраченных ныне, алтарных образа. В разных музеях мира хранятся семь плохо сохранившихся квадратных панно, которые, возможно, были частями одного или нескольких алтаных образов из церкви Санта-Кроче (1320-1325):
- «Рождество Христа» (Метрополитен музей, Нью-Йорк),
- «Принесение во храм» (музей Гарднер, Бостон),
- «Тайная вечеря» (Старая Пинакотека, Мюнхен),
- «Распятие» (Старая Пинакотека, Мюнхен),
- «Оплакивание Христа» (собрание Бернсон, Сеттиньяно),
- «Сошествие Христа в Ад» (Старая Пинакотека, Мюнхен),
- «Сошествие Святого Духа» (Национальная галерея, Лондон).

Скорее всего, «Распятие» являлось центром алтарного образа. У подножия креста с истекающим кровью Иисусом, преклонив колени, стоит справа супружеская чета заказчиков, а слева - Святой Франциск. Слева группа скорбящих женщин поддерживают лишившуюся чувств Богоматерь, справа Иоанн, любимый ученик Христа, а бородатый старец - вероятно, Иосиф Аримафейский.

Эти доски, насомненно, кисти Джотто, или же его мастерской, они в главном повторяют его стиль, они прямо соотносятся с другими творениями мастера той же тематики, достаточнодостаточно сравнить картину «Тайная вечеря» из Мюнхена с падуанской фреской.

Однако существует еще несколько произведений, приписываемых кисти Джотто, или его мастерской. один из них - это «Алтарь Стефанески».

Мадонна с Младенцем, Вашингтон. Джотто / www.art-giotto.ru Еще четыре изображения, авторство Джотто которых до сих пор под сомнением, хотя некоторые из них содержат его подпись, хранящиеся в разнных галереях мира, являлись, возможно, частью одного полиптиха (1320-1325):
- «Мадонна с Младенцем» (Национальная галерея, Вашингтон),
- «Святой Стефан» (музей Хорн, Флоренция),
- «Святой Лаврентий» (музей Жакмар-Андрэ, Шаали),
- «Иоанн Богослов» (музей Жакмар-Андрэ, Шаали). Эти картины, особенно, две последние, демонстрируют несомненное сходство с образами на фресках капеллы Барди, Все они написаны в более величественном тоне, но еще более богато и пышно. Мадонна с удлиненным разрезом глаз, напоминает французский рельеф из слоновой кости, одета в нарядный плащ с множеством мягких складок. Святой Стефан одет в роскошный далматик, в его руках - книга в драгоценом окладе. В этих картинах, несомненно, ощущается нарядность, присущая в большей мере сиенцу Симоне Мартини, но без его светскости.

К этим произведениям, особенно, «Алтарю Стефанески», с их хрупкими пропорциями, драгоценной полихромией, патетичностью интонации, близки, два небольшие Распятия, к сожалению, плохо сохранившиеся, оба датируются приблизительно 1330 годом:
- первое «Распятие», с треугольным завершением, хранится в Берлинском музее,
- второе «Распятие», прямоугольное, в музее Страсбурга.

Особенностью этих двух картин является наличие более многочисленной толпы у подножия креста, чем в более ранних произведениях мастера, причем обрезанность скопления людей по краям картины создает впечатление, что народа на Голгофу собралось еще больше. Разными средствами композициям придана большая глубина, ощущение ритма, образ Христа также своей истонченностью далек от телесности на ранних Распятиях кисти Джотто. Несомненно, для большинства поздних произведений Джотто характерна возродившаяся готическая тенденция, как и большее изящество и нарядность произведений, возникшие, вероятно, под влиянием творчества ставшего знаменитым в эти годы сиенца Симоне Мартини.

В 1328-1332 гг. Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены.

К самым последним произведениям Джотто приписывают два больших полиптиха (ок. 1334)
- Болонский полиптих с Мадонной на троне, архангелами Гавриилом и Михаилом и Святыми Петром и Павлом (Пинакотека, Болонья),
- полиптих Барончелли - Коронование Марии со святыми и ангелами (церковь Санта Кроче, Флоренция).

Болонский полиптих, ранее хранился в церкви Санта Мария дельи Анджели, теперь в Пинакотеке, отличается роскошью, богатыми украшениями, яркими красками. Изящная, как знатная дама, Богородица окруженна четырьмя суровыми фигурами - архангелами Гавриилом и Михаилом и Святыми Петром и Павлом, облаченными в нарядные одеяния. Трон Мадонны необычайно основательный, но более готический, чем в какой-либо другой картине Джотто.

"В капелле Барончелли в названной церкви есть образ, написанный темперой рукой Джотто, где в Венчании Богородицы с большой тщательностью изображены и огромнейшее количество мелких фигур, и сонмы ангелов и святых, выполненные весьма тщательно" Вазари

Сверкающее Коронование Марии из капеллы Барончелли несомненно является одним из последних великих замыслов художника.

В центре Христос надевает на голову Марии венец, на переднем плане изображены четыре коленопреклоненных ангела, Четыре боковые створки заполнены рядами святых, на переднем плане также коленопреклоненные ангелы с разнообразными музыкальными инструментами.


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru