Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

Таддео Гадди (упомин. с 1327, ум. в 1366 г.), ученик Джотто

Ученики и последователи Джотто

Дерево жизни, или Аллегория креста. Тадео Гадди, ученик Джотто. Ок. 1327-1330. Капелла Барончелли, церковь Санта Кроче, Флоренция. / www.art-giotto.ru

Флорентийца Таддео Гадди (Taddeo Gaddi, упомин. с 1327, ум. в 1366 г.) уже современники считали ближайшим из учеников Джотто. Ченнино Ченнини в 1390 г. писал, что Таддео Гадди 24 года работал в мастерской Джотто. Вероятно, он был любимым учеником и чуть ли не компаньоном процветавшей флорентийской мастерской.

Его основное произведение - роспись маленькой капеллы Барончелли церкви Санта Кроче картинами из жития Марии (ок. 1328—1334), была начата еще при жизни Джотто и, возможно, под его руководством. Этот цикл фресок демонстрирует почти образцовую разработку джоттовской поэтики, послужившей во второй половине треченто основанием так называемого джоттовского академизма. Архитектура и пейзаж образуют у него ту идеальную среду, в которой разворачивается подробно разработанное действие.

В торжественности, в тяжелых скульптурных формах отдельных фигур бесспорно влияние Джотто. Однако Таддео Гадди превращает драму в лирическое и величавое повествование, разрежая тем самым сжатость и лаконизм содержания. Несомненно, Гадди также черпает вдохновение из двух великих источников тречентистской художественной культуры — Джотто и Амброджо Лоренцетти. Замкнутость композиций сглаживается и динамично клубящейся толпой, и представленными в смелом сокращении строениями, а также жанровыми деталями и более разнообразной цветовой палитрой. Фрески сияют светлыми, акварельными красками, полны легкого, оживленного движения, заполнены нарядной архитектурой, фигурами грациозно-степенных, улыбчивых дам и оживленно беседующих мужчин, предстающих перед нами как зрители и участники евангельских событий. Пространство на картине передано более протяженным, более сложными ракурсами расположенных в разных планах зданий. Таддео отходит от ограниченности джоттовского пространства, используя сложные архитектурные кулисы. Изображение у Гадди становится более готическим, следуя за общим европейским художественным развитием. Вписанные в медальоны аллегорические фигуры на крестовом своде часовни под влиянием этого света превращаются в неземные видения. На боковых стенах капеллы возле алтаря в двух маленьких иллюзорных нишах изображены священные сосуды и служебник, усиливающие иллюзию пространства. За несколько лет до этого Пьетро Лоренцетти в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи написал подобный «trompe l'oeil» (обман глаз). В этих новых тенденциях иллюзорности определенную роль играло и античное искусство.

Новой чертой в творчестве Таддео Гадди является изображение сверхъестественного света, как например на картине «Благовестие пастухам» . Наконец, в сценах благовещения Иоакиму и пастухам Таддео предпринял смелую для своего времени попытку передать эффекты ночного освещения, и изобразить сверхъестественный свет, а в одном из простенков написал маленькую иллюзорную нишу с первым в истории итальянской живописи натюрмортом.

К раннему периоду творчества Таддео Гадди относятся и 26 маленьких станковых картин, украшавших некогда сакристию церкви Санта Кроче (ныне хранятся в Академии, Флоренция). Эти четырехдольчатые картины, представляющие сцены из жизни Иисуса и Св. Франциска, повторяют композиции Джотто, но манера изображения здесь лиричнее, непосредственнее.

Таддео Гадди почти на 30 лет пережил своего учителя. В этот период он был самым большим авторитетом для флорентийских художников. В 1342 г. он расписал крипту флорентийской церкви Сан Миньято и создал повествовательные фрески «История Иова» для Кампосанто в Пизе, из которых сохранилось всего несколько фрагментов, расписал фресками свод апсиды пизанской францисканской церкви написаны (в 1340-х гг.).

Позже он написал фреску «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Кроче, а над нею - стилизованное под Древо жизни распятие с францисканскими святыми и, наконец, алтарный образ для церкви Сан Джованни Фуорчивитас в Пистойе (1350-1353). В этой иконе усилена абстракция, символический характер содержания; таким образом, это произведение примыкает скорее к следующему периоду треченто.

Творчество Таддео Гадди сыграло важную и одновременно — двойственную роль в дальнейшем развитии флорентийской живописи. Светские интонации его работ и повествовательность соответствовали весьма существенным для живописи треченто устремлениям, и потому Таддео Гадди в большей мере, чем Джотто, стал образцом для флорентийских джоттесков второй половины века. В то же время у этих мастеров, в числе которых были такие крупные индивидуальности, как Джованни да Милано (упомин. с 1346 до 1369 г.) и сын Таддео — Аньоло Гадди (упомин. с 1360 г., ум. в 1396 г.), джоттовская традиция, по существу, уже не находит дальнейшего развития. Тенденции, которые развиваются в живописи Флоренции в середине и второй половине XIV века, во многом связаны с обращением к опыту других итальянских школ.

Фрески капеллы Барончелли церкви Санта Кроче, Флоренция (1327 - ок. 1330):

- Введение Марии в храм
- Благовестие пастухам


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru