Введение Марии в храм (1327 - ок. 1330)

Таддео Гадди

Ученики и последователи Джотто

Введение Марии в храм, Таддео Гадди / www.art-giotto.ru Семья флорентийских банкиров Барончелли заказала ученику Джотто художнику Таддео Гадди (упомин. с 1327, ум. в 1366 г.) расписать фресками фамильную капеллу, находящуюся во францисканской церкви Санта Кроче. Цикл фресок изображает сцены из жизни Богоматери. В нижнем ряду росписей на восточной стене капеллы расположена сцена Введение Марии в храм.

Сюжет фрески описывает события, упомянутые в апокрифе "Евангелия от Иакова". Иоаким и Анны, родители Марии, дали обет Богу, что в трехлетнем возрасте их дочь будет приведена в иерусалимский храм, чтобы она воспитывалась там под руководством первосвященника. Эта тема, как и обручение Марии, была довольно распространена в искусстве треченто.

В падуанской капелле Дель Арена Джотто изобразил свою версию сцены Введение Марии в храм. Таддео Гадди написал эту сцену более торжественно и масштабно. Картину почти полностью занимает изображение иерусалимского храма. На первом пролете лестницы, ведущей к высоко взнесенному трехнефному залу с колоннами из белого мрамора, стоит маленькая Мария, оглядываясь в сторону родителей. Окружающее ее пустое пространство и белизна широких мраморных ступеней придают ее облику особую значимость. Остальные персонажи расположены по краям большого круга, центром которого является ребенок, они растроганно и с восторгом смотрят на Марию. Первосвященник и его свита выполнены в гораздо меньших размерах - так художник стремился передать перспективу. Верхний угол храма соприкасается с рамой композиции, то есть находится в плоскости картины, в чем проявляется дальнейшее развитие идеи Джотто. Однако жанровые детали, превалирование архитектуры, сложное изображение перспективы, а также стройные формы отличают его от мира Джотто. Из правого крыла примыкающего к храму здания с любопытством выглядывают будущие соученицы Марии. Кроткие лица персонажей, их грациозные мягкие движения, богато моделированная светотенями живописность красок представляют уже более новые, последжоттовские художественные устремления.

В парижском Лувре хранится эскиз к этой картине, сделанный либо самим мастером, либо его товарищем по мастерской. На нем лестница непрерывна, ступени не перемежаются площадками для отдыха, фигура Марии монолитнее, в правой руке она держит книгу. По сравнению с более мощной, драматически более сгущенной композицией эскиза композиция фрески лиричнее и воздушнее.

Виртуозная передача пространства на этой картине оказала большое влияние на современников и на мастеров более позднего периода, примером чему может служить относящаяся к началу XV в. миниатюра на ту же тему в часослове герцога Беррийского, написанная Полем де Лимбург.