Джотто ди Бондоне Джотто

Алтарь Строцци (1354-1357)

Орканья, или Андреа ди Чоне

Ученики и последователи Джотто

Андреа Орканья. Триумф смерти. Фрагмент фрески / www.art-giotto.ru Известный флорентийский банкир Томмазо Строцци в 1354 г. поручил братьям Чоне роспись своей фамильной капеллы, освященной в честь Св. Фомы Аквинского. На основной стене часовни за алтарем расположена фреска «Страшноый суд», написанная Нардо ди Чоне, а алтарный образ создал Андреа ди Чоне, известный под именем Орканья (работал между 1343 и 1368 гг.), крупнейший мастер Флоренции того времени. Иконографическую программу разработал дядя заказчика, ученый монах-доминиканец Пьеро Строцци, который в ту пору был приором флорентийского монастыря Санта Мария Новелла. Алтарь капеллы Строцци не соответствует традиционной композиции полиптихов: на пяти картинах фронтона размещены не отдельные композиции, а единая сцена с несколькими персонажами.

На самом большом, центральном поле в мандорле, образованной херувимами, на золотом фоне отображен величественно-царственный образ Христа. Он напоминает изображения неприступного, величественного Бога, характерные для конца столетия. Спаситель протягивает руки к Св. Петру и Св. Фоме Аквинскому, святым покровителям Томмазо и Пьеро Строцци. Он вручает одному ключи, символизирующие могущество церкви, а другому - книгу, суммирующую его учение - «Summa Theologiae». Оба святых изображены в традиционной позе донаторов, строго в профиль, коленопреклоненными. Фигуры полиптиха расположены строго симметрично, все пропорции, вплоть до цветовых аккордов, соблюдены с величайшей скрупулезностью. Строго закрытую композицию подчеркивают жесткие прямые равнобедренного треугольника.

За Св. Петром стоит Иоанн Креститель, за Св. Фомой Аквинским - Богородица. На крайних панелях алтаря изображены святые, уже в более свободной, естественной манере. Слева размещена фигура святая-покровительница жены донатора - Св. Екатерины, опирающаяся на колесо - символ ее мученичества. Надвременные, неземные и безличные изображения - главным образом в центральной части - мастер изображает резко очерченными контурами и металлически поблескивающими холодными цветами. Они напоминают образцы позднего дученто, в то время как другие фигуры, особенно фигура Св. Фомы, несомненно, несут на себе следы влияния творчества Джотто. Орканья избегает изображения чувств, непосредственности, динамики и обозначения пространства. Тяжелые джоттовские образы не исчезли, лишь получили новое толкование: они подчеркивают реальность потустороннего мира.

Более реалистично написаны три сцены нижней пределлы алтаря. Слева находится сцена «Экстаз Св. Фомы Аквинского во время служения мессы». Глубина пространства передается перспективным изображением алтаря, книжного пюпитра и группы поющих монахов. В центре пределлы изображена композиция «Навичелла», или «Челн», символизирующая корабль церкви. Группа апостолов в небольшом челне в бурном море изображена еще более динамично. В правой части пределлы находится сцена «Смерть императора Генриха II». В центре композиции - император на смертном одре в окружении скорбящих, слева - ангел правосудия, взвешивает его душу на весах, находит ее слишком легкой, она вот-вот станет добычей чертей, но душу императора спасает Св. Лаврентий, в честь которого Генрих некогда повелел изготовить кубок. Орнаментальная обивка в нижней части картины - это лишь намечающая горизонт декорация. Год завершения работы над алтарем и подпись можно прочесть под средней картиной: «ANNO DNI MCCCLVII ANDREAS CIONIS DE FLORENTIA ME PINXIT».

Алтарный образ в золотой раме, с золотым фоном, подобен драгоценному ювелирному изделию, он совершено отвечал потребностям богатых горожан, мастеров и купцов, требовавших от художника правильного толкования религиозной доктрины, совершенства композиции, канонической красоты форм и цвета, безупречного исполнения.