Ученики и последователи Джотто
В живописи треченто находят широкое развитие изобразительные принципы, выходящие за пределы джоттовских традиций, а иногда и противостоящие им. Они имеют самые разнообразные источники, и оценка их не может быть однозначной. С одной стороны, можно говорить о развитии новых тенденций, весьма плодотворных для становления Возрождения, с другой — о появлении течений, развивающихся в общем русле западноевропейской готики и подготовивших почву для той волны поздней, так называемой интернациональной готики, которая захватила итальянскую живопись в 90-х годах XIV века.
Основные тенденции живописи треченто определились в первой половине века в противостоянии двух ведущих школ — флорентийской и сиенской. Школа Флоренции теснейшим образом связана с традициями Джотто. Его росписи в Санта Кроче относятся к концу 10-х — первой половине 20-х годов, то есть к моменту формирования художественной культуры треченто.
Художественные принципы Джотто наиболее последовательно осуществляли безымянные мастера, работавшие в первые два десятилетия XIV в. в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи (Мастер Св. Магдалины, Мастер детства Христа, Мастер сводов и др.). Возможно, работами руководил непосредственно Джотто. Росписи выполняли, вместе с местными умбрийскими мастерами, и ученики Джотто, участвовавшие в живописном украшении капеллы Дель Арена и в создании цикла фресок о Св. Франциске в Верхней церкви. В Нижней церкви они создали на бочарном своде правого трансепта историю детства Иисуса, крупноформатный алтарный образ, представлявший чудеса Св. Франциска и «Распятие», фресковый цикл капелл Св. Николая и Св. Магдалины, а также аллегорические сцены крестового свода средокрестия. Отдельные сцены в композиционном отношении настолько близки падуанским картинам Джотто, что ряд исследователей предполагает в создании их личное участие великого мастера. Наконец, его прямыми учениками и помощниками были ведущие флорентийские живописцы первой половины века — Мазо ди Банко и Таддео Гадди.
- Мастер Св. Цецилии
- Бернардо Дадди, «Трипих» (1335 - ок. 1340)
- Таддео Гадди, «Введение Марии в храм» (1327 - ок. 1330), «Благовестие пастухам» (1327-ок. 1330)
- Мазо ди Банко, «Чудо с драконом папы Сильвестра Святого» (ок. 1340)
- Паоло Венециано, «Святой Марк успокаивает море» (1343-1345)
- Орканъя (Андреа ди Чоне), «Алтарь Строцци» (1354-1357)
- Джованни да Милано, «Рождество Марии» (1365)
- Спинелло Аретино, «Пир Ирода» (1385)
- Гварьенто д'Арпо, «Архангел, взвешивающий души» (1357)
- Джусто де Менабуой, «Брак в Кане» (1376-1378)
- Альтикьеро да Дзевио, «Распятие» (1376-1379), Фрески Ораторио ди Сан Джорджо в Падуе (1379-1384) («Усекновении главы Святого Георгия, «Святая Лючия на смертном одре»)
Памятник Джотто
Алтарь Св. Цецилии. Мастер Св. Цецилии
Алтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. Цецилии
Алтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. Цецилии
Алтарь Св. Цецилии. Фрагмент. Мастер Св. Цецилии
Трипих. Бернардо Дадди
Трипих. Фрагмент. Бернардо Дадди
Трипих. Фрагмент. Бернардо Дадди
Трипих. Фрагмент. Бернардо Дадди
Трипих. Фрагмент. Бернардо Дадди
Трипих. Фрагмент. Бернардо Дадди
Трипих. Введение Марии в храм. Таддео Гадди
Трипих. Фрагмент. Таддео Гадди
Трипих. Фрагмент. Таддео Гадди
Трипих. Фрагмент. Таддео Гадди
Чудо с драконом папы Сильвестра Святого. Мазо ди Банко
Чудо с драконом папы Сильвестра Святого. Фрагмент. Мазо
ди Банко
Чудо с драконом папы Сильвестра Святого. Фрагмент. Мазо
ди Банко
Фрески над надгробиями членов семейства Барди. Мазо ди Банко
Мадонна с Младенцем. Мазо ди Банко
Будничный алтарь, или Пала Фериале. Паоло Венециано
Будничный алтарь, или Пала Фериале. Фрагмент. Паоло Венециано
Триумф смерти. Орканья (Андрея ди Чоне)
Алтарь Строцци. Орканья (Андрея ди Чоне)
Рождество Марии. Джованни да Милано
Сцены из жизни Марии. Джованни да Милано
Пьета, или Оплакивание Христа. Джованни да Милано
Св. Немезий и Св. Иоанн Креститель. Спинелло
Аретино
Св. Немезий и Св. Иоанн Креститель. Фрагмент.
Спинелло Аретино
Пир Ирода. Спинелло Аретино
Пир Ирода. Фрагмент. Спинелло Аретино
Пир Ирода. Фрагмент. Спинелло Аретино
Вознесение Христа. Гварьенто д'Арпо
Архангел, взвешивающий души. Гварьенто д'Арпо
Брак в Кане. Джусто де Менабуой
Брак в Кане. Фрагмент. Джусто де Менабуой
Брак в Кане. Фрагмент. Джусто де Менабуой
Брак в Кане. Фрагмент. Джусто де Менабуой
Рай. Джусто де Менабуой
Вознесение Христа. Гварьенто д'Арпо
Распятие. Альтикьеро
Распятие. Фрагмент. Альтикьеро
Распятие. Фрагмент. Альтикьеро
Усекновении главы Св. Георгия. Альтикьеро
Усекновении главы Св. Георгия. Фрагмент. Альтикьеро
Усекновении главы Св. Георгия. Фрагмент. Альтикьеро
Св. Лючия на смертном одре. Альтикьеро
Св. Лючия на смертном одре. Фрагмент. Альтикьеро
Св. Лючия на смертном одре. Фрагмент. Альтикьеро
Св. Лючия на смертном одре. Фрагмент. Альтикьеро
Поклонение волхвов. Альтикьеро
В целом живопись XIV века, сохраняя джоттовский принцип моделировки форм градациями света (от основного тона к более высветленным), утрачивает свойственную Джотто пластическую мощь, приобретает некоторую облегченность, иногда элемент силуэтности, что выдает и стремление к большей утонченности, декоративности, и более тесное соприкосновение с веяниями заальпийской готики. После смерти Джотто ученики и последователи, распространившие его манеру по всей Италии и только повторявшие выработанные им типы, произвели временный упадок живописи, которую снова оживили потом Орканъя и Мазаччо. Ближайшие ученики Джотто Таддео Гадди и Мазо ди Банко следовали его принципам, однако к середине XIV в. во Флорентийской школе были утрачены лаконизм и ясность образов, и к последней трети XIV в. победило направление интернациональной готики. В развитии всей итальянской живописи произошел заметный спад на несколько десятилетий. Джоттовская тесная взаимосвязь пространства с фигурами и предметным миром была постепенно утрачена.
