Ученики и последователи Джотто
В живописи треченто находят широкое развитие изобразительные принципы, выходящие за пределы джоттовских традиций, а иногда и противостоящие им. Они имеют самые разнообразные источники, и оценка их не может быть однозначной. С одной стороны, можно говорить о развитии новых тенденций, весьма плодотворных для становления Возрождения, с другой — о появлении течений, развивающихся в общем русле западноевропейской готики и подготовивших почву для той волны поздней, так называемой интернациональной готики, которая захватила итальянскую живопись в 90-х годах XIV века.
Основные тенденции живописи треченто определились в первой половине века в противостоянии двух ведущих школ — флорентийской и сиенской. Школа Флоренции теснейшим образом связана с традициями Джотто. Его росписи в Санта Кроче относятся к концу 10-х — первой половине 20-х годов, то есть к моменту формирования художественной культуры треченто.
Художественные принципы Джотто наиболее последовательно осуществляли безымянные мастера, работавшие в первые два десятилетия XIV в. в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи (Мастер Св. Магдалины, Мастер детства Христа, Мастер сводов и др.). Возможно, работами руководил непосредственно Джотто. Росписи выполняли, вместе с местными умбрийскими мастерами, и ученики Джотто, участвовавшие в живописном украшении капеллы Дель Арена и в создании цикла фресок о Св. Франциске в Верхней церкви. В Нижней церкви они создали на бочарном своде правого трансепта историю детства Иисуса, крупноформатный алтарный образ, представлявший чудеса Св. Франциска и «Распятие», фресковый цикл капелл Св. Николая и Св. Магдалины, а также аллегорические сцены крестового свода средокрестия. Отдельные сцены в композиционном отношении настолько близки падуанским картинам Джотто, что ряд исследователей предполагает в создании их личное участие великого мастера. Наконец, его прямыми учениками и помощниками были ведущие флорентийские живописцы первой половины века — Мазо ди Банко и Таддео Гадди.
- Мастер Св. Цецилии
- Бернардо Дадди, «Трипих» (1335 - ок. 1340)
- Таддео Гадди, «Введение Марии в храм» (1327 - ок. 1330), «Благовестие пастухам» (1327-ок. 1330)
- Мазо ди Банко, «Чудо с драконом папы Сильвестра Святого» (ок. 1340)
- Паоло Венециано, «Святой Марк успокаивает море» (1343-1345)
- Орканъя (Андреа ди Чоне), «Алтарь Строцци» (1354-1357)
- Джованни да Милано, «Рождество Марии» (1365)
- Спинелло Аретино, «Пир Ирода» (1385)
- Гварьенто д'Арпо, «Архангел, взвешивающий души» (1357)
- Джусто де Менабуой, «Брак в Кане» (1376-1378)
- Альтикьеро да Дзевио, «Распятие» (1376-1379), Фрески Ораторио ди Сан Джорджо в Падуе (1379-1384) («Усекновении главы Святого Георгия, «Святая Лючия на смертном одре»)
В целом живопись XIV века, сохраняя джоттовский принцип моделировки форм градациями света (от основного тона к более высветленным), утрачивает свойственную Джотто пластическую мощь, приобретает некоторую облегченность, иногда элемент силуэтности, что выдает и стремление к большей утонченности, декоративности, и более тесное соприкосновение с веяниями заальпийской готики. После смерти Джотто ученики и последователи, распространившие его манеру по всей Италии и только повторявшие выработанные им типы, произвели временный упадок живописи, которую снова оживили потом Орканъя и Мазаччо. Ближайшие ученики Джотто Таддео Гадди и Мазо ди Банко следовали его принципам, однако к середине XIV в. во Флорентийской школе были утрачены лаконизм и ясность образов, и к последней трети XIV в. победило направление интернациональной готики. В развитии всей итальянской живописи произошел заметный спад на несколько десятилетий. Джоттовская тесная взаимосвязь пространства с фигурами и предметным миром была постепенно утрачена.