Джотто ди Бондоне Джотто

Спинелло Аретино

(работал между 1373 и 1410 гг.)

Ученики и последователи Джотто

Св. Немезий и Св. Иоанн Креститель. Боковая створка алтаря. Спинелло Аретино / www.art-giotto.ru 1380-х гг. во Флоренции появились новые художественные веяния. Молодое поколение во главе со Спинелло Аретино (Spinello Aretino, работал между 1373 и 1410 гг.) постепенно смягчило скованность стиля Орканьи. Оно вновь открыло для себя творчество Джотто и Амброджо Лоренцетти, пытаясь продолжить их традиции в духе поздней готики. Аретино приблизился к конкретности и жизненности творчества Мазо ди Банко, он словно намеренно подчеркивал простонародный элемент в своем искусстве, в чем, возможно, проявилась скрытый протест художника против высокопарности академических аллегорий.

Настоящее имя Спинелло Аретино - Спинелло ди Лука Спинелли, он был родом из Ареццо (от этого и имя Аретино). Он считается наиболее плодотворным фресковым живописцем своего времени, он создавал большие фресковые циклы по всей Тоскане. Несколько фрагментов фресок кисти Спинелло хранятся в лондонской Национальной галерее. В работе мастеру часто помогал его сын, Парри Спинелли (ум. 1452).

Спинелло Аретино, возможно, учился у Аньоло Гадди, и в мастерской Орканьи, о чем явно свидетельствуют его ранние творения: станковая картина с изображением Иоанна Крестителя из капеллы Медичи в церкви Санта Кроче и фрески капеллы Св. Михаила в церкви Сан Франческо в его родном городе, Ареццо (1370).

Первое значительное произведение его зрелого периода - выполненная в 1385 г. роспись алтаря римского оливетанского монастыря Санта Мария Нуова - несет на себе печать традиций Орканьи, как это видно и на хранящемся в Будапештском Музее изобразительных искусств левом крыле алтаря, с изображением Св. Немезия и Св. Иоанна Крестителя. Однако фигуры святых, изображенных на золотом фоне в застывшей фронтальности с надвременным выражением на лицах характеризуются более мягкими формами. Краски здесь теплее, одежды наряднее, чем у Орканьи. Правая рука Св. Немезия, которой он держит рукоять меча, являет собой своеобразную позднеготическую интерпретацию джоттовской силы и пластики.

Картины пределлы свидетельствуют уже о самостоятельности стиля Спинелло, на который оказали влияние не только изображение пространства и душевных движений, яркая живописность Пьетро и Амброджо Лоренцетти, но и искусство Джотто, и реалистичность и возвышенность поздней готики.

Дальнейшее развитие творчества Спинелло Аретино можно проследить в цикле фресок, посвященных житию Св. Бенедикта, в сакристии флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте, которые были созданы в 1385-1390 гг. Около 1378 г. он выполнил роспись оратория церкви Св. Катарины в Антелле близ Флоренции. В 1391-1392 гг. в пизанском Кампосанто он изобразил жизнь пизанских мучеников Св. Эфесия и Св. Поцита.

Вершиной его творчества явился заказ сиенского городского совета на роспись одного из приемных залов Палаццо Пубблико, Сала ди Балия, фресками, посвященными жизни папы Александра III (1408-1410). Он изобразил борьбу папы Александра III с императором Фридрихом Барбароссой, которая завершилась полной победой папы. Большая часть шестнадцати масштабных композиций развертывается во внутреннем пространстве, поэтому здесь хорошо прослеживается дальнейшее развитие изображения пространства, основы которого были заложены Джотто и Амброджо Лоренцетти. В этих картинах больше воздуха, связь фигур и пространства органичнее, более реалистична, чем прежде. Сцены художник представляет в смелом ракурсе, сбоку, словно глядя из окна, как бы несколько сверху, охватывая их взглядом из одной точки.

Спинелло Аретино с легкостью заимствовал идеи современных ему живописцев, особенно многое почерпнул он из творчества Джотто, но его собственная художественная манера была более жесткой и энергичной.