Мастер Св. Цецилии
(работал в первые десятилетия XIV в.)
Ученики и последователи Джотто
Одного из его последователей назвали Мастером Святой Цецилии (работал в первые десятилетия XIV в.) — по лицевой стороне алтаря с изображением эпизодов из жизни святой Цецилии (начало XIV в.). О личности неизвестного мастера не сохранилось сведений. Это был, видимо, ровесник Джотто или художник на несколько лет его моложе. По всей вероятности, он был флорентийцем, и его творчество формировалось под влиянием римских и сиенских мастеров конца XIII в. Попав под влияние Джотто, он последовал за ним в Ассизи, где помогал в работе над росписями со сценами из жизни Святого Франциска.
Это не столько ученик Джотто, сколько художник, обращенный в его веру. Чувствуя все очарование новой живописной структуры, он применяет ее, но без глубокого проникновения в присущий ей историзм для изображения новеллистических занимательных эпизодов.
По своей форме и компоновке алтарь Св. Цецилии, написанный для флорентийской церкви Санта Чечилия (Св. Цецилии) еще до 1304 г., полностью следует сиенским алтарным образам конца XIII в. В центре торжественно восседающая на троне фигура святой, а по обе стороны от нее - по четыре небольшие сцены из ее жития.
Сцены разыгрываются в строго скомпонованном архитектурном окружении. Перспективный рисунок изображенной анфас архитектуры на удивление последователен. Иллюзия пространства подчеркивается соотношением пропорций фигур и архитектуры. Маленькие фигурки словно живут в пространстве. Эти сцены, в отличие от драматической сгущенности и лаконичности Джотто, характеризуются лиризмом повествования и декоративностью. Фигуры здесь более вытянутые, более грациозные, чем у Джотто, цвета ярче.
Отдельные части архитектуры, например место действия крещения, центральная площадь или скульптурки крылатых гениев, украшающие карниз трона Св. Цецилии, говорят о влиянии античного искусства, ставшего популярным в Риме в XIII-XIV вв. Вероятно, станковые картины алтаря были вдохновлены погибшим фресковым циклом о житии Св. Цецилии, который украшал неф римской церкви Санта Чечилия ин Трастевере.
У Мастера Св. Цецилии первостепенным является окружающая среда, и в ней расположены пропорционально уменьшенные, стройные одухотворенные действующие лица, в которых ощущается влияние позднего сиенского дученто. Об этом свидетельствует форма доски, расположение картин, а также блистание живых теплых цветов. Несомненно, что монументальное, пластическое изображение центрального образа сродни творческим устремлениям Джотто, но при сопоставлении с «Мадонной Оньиссанти» можно воочию убедиться в существенных различиях между двумя манерами художественного видения. В противовес классически холодным, жестковатым формам Джотто образ Цецилии пронизан более непосредственными человеческими чувствами. Мастер Св. Цецилии мог быть автором и трех последних картин цикла, посвященного житию Св. Франциска, в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, а также «Маэста» в церкви Санта Маргерита в Монтичи, одном из пригородов Флоренции. Кисти одного из учеников этого мастера принадлежит хранящаяся в Будапештском Музее изобразительных искусств небольшая картина, на которой перед Мадонной на троне в окружении ангелов и святых изображена и супружеская чета донаторов.