Джотто ди Бондоне Джотто

Распятие (1376-1379)

Альтикьеро

Ученики и последователи Джотто

Распятие, фрагмент. Альтикьеро / www.art-giotto.ru По заказу капитана герцога, Бонифацио Лупи, Альтикьеро расписывал стены его семейной капеллы ди Сан Джакомо в южном трансепте базилики Дель Санто (собора Св. Антония), построенной в 1372-1376 гг. Роспись этой капеллы, законченная в 1379 г., является первым известным произведением Альтикьеро.

На боковой стене трехчастного пространства под крестовым сводом, т.е. напротив входа, изображена огромная трехчастная (следующая архитектурному членению) динамичная многофигурная сцена «Распятие». Сцены всех трех стенных пространств создают единую композицию, поэтому они не разделены рисованными рамками, как отдельные картины Джотто в капелле Дель Арена и как вообще было принято в эпоху треченто. Здесь рамками является сама архитектура, которую мастер органично включил в композицию.

На первом плане в левой части изображены оплакивающие Христа Мария, апостол Иоанн и святые жены. Рядом с ними - потрясенная толпа. За ними, на втором плане, живо написаны римские всадники, обсуждающие событие. Группу всадников за женщинами художник показывает в повествовательном стиле, портретно изображая характеры. На заднем плане виден город Иерусалим, у ворот которого - большое скопление народа. Палачи и солдаты с орудиями пыток и инструментами возвращаются домой. Это движение подчеркивается и линией большой лестницы. Женщины с детьми, наоборот, стремятся к кресту. Некоторые персонажи сцены охвачены любопытством, другие глубоко потрясены. Толпу оживляют жанровые детали: кто-то вытирает глаза или нос, кто-то плачет и т. п. Люди изображены в различных положениях: спиной, анфас, сбоку, верхом на лошадях, и это одновременно дает почувствовать пространство.

В центральной части изображена кульминация драмы, само распятие с участием римских воинов, приспешников палача и других действующих лиц. Альтикьеро великолепный рассказчик, эпическое повествование он обогащает бытовыми деталями: в правой части фрески воины делят одежду Христа, решают спор метанием жребия.

В композиции «Распятие» часто встречаются фигуры, стоящие к зрителю спиной, которые у Джотто, да и позднее изображались преимущественно на первом плане, замыкая картину спереди. У Альтикьеро они призваны создать иллюзию пространства, поэтому расположены в разных точках картины.

В создании иллюзии пространства Альтикьеро шагнул далеко вперед. Эта единая композиция во всю высоту часовни как бы увеличивает истинные размеры помещения. Прежние фрески были скорее декорациями, похожими на ковры; попыток создания такого масштабного изображения пространства до Альтикьеро не предпринималось. Фреска Альтикьеро словно подготавливает путь для внутренней иллюзорности декораций, свойственной искусству Ренессанса.

Новым в творчестве Альтикьеро является изображение пейзажа - более живого, правдоподобного. В этом он продолжает традиции Амброджо Лоренцетти. Так, например, деревья не просто помещены на горном склоне, но коренятся в земле, растут из нее. Большую роль в композиции играет колорит, разнообразные оттенки отдельных цветов, которые обладают перспективным, создающим пространственное впечатление эффектом и усиливают пластичность фигур. В его палитре нет яркого синего цвета, свойственного Джотто и большинству художников того времени, он избегает резкого контраста многих цветов, вместо этого он строит свои картины на гармонии богатых оттенков светлых, прозрачных, теплых цветов (коричнево-желтого, оранжевого, светло-красного, лилового, бледно-зеленого и телесного). Цвета сегодня потемнели из-за реставраций, проведенных в эпоху барокко, и переписывания отдельных частей маслом. Изображения различных животных, лошадей, собак у Альтикьеро также реалистичнее, чем у его предшественников. Один из крупнейших итальянских представителей интернациональной готики, великий веронский мастер Пизанелло, как свидетельствуют сохранившиеся рисунки, копировал лошадей Альтикьеро.

Искусствовед Пьетро Тоэска по праву назвал главным произведением второй половины треченто «Распятие» Альтикьеро.