Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

Св. Марк успокаивает море. Паоло Венециано (1343-1345)

Ученики и последователи Джотто

Св. Марк успокаивает море. Паоло Венециано / www.art-giotto.ru

22 апреля 1345 г. комиссией доджа Андреа Дандоло художнику Паоло Венециано (работал между 1330 и 1359 гг.) и его сыновьям Луке и Джованни было поручено написать полиптих для защиты жемчужины ювелирного искусства, созданного в XII-XIV вв. Пала д'Оро, илил Золотого Алтаря венецианской базилики Св. Марка.

"Будничный алтарь", или Пала Фериале, состоял из 14 картин, которые были размещены в два ряда. В центре верхнего ряда находилась сцена «Vir dolorum», по обе стороны от нее - по шесть полуфигур святых - слева: Св. Иоанн, Св. Марк, Богоматерь, справа: Св. Иоанн Богослов, Св. Петр, Св. Николай. В нижнем ряду помещалось семь сцен из жития Св. Марка, покровителя венецианской республики и главного собора города.

На картине "Св. Марк успокаивает море" изображен парусник в штормовом море, на котором из Александрии в Венецию везут тело Св. Марка. В ответ на мольбы моряков на палубе появляется сияющая фигура Св. Марка, который успокаивает волны.

Драматизм сцены усиливают вздувающиеся паруса, развеваемые ветром флаги и обрамляющие картину высокие скалы. Наделенная божественной властью фигура святого изображена не в центре, а слева, на самой высокой точке корабля, однако масштабы ее не увеличены. Образ его усиливают высокая скала на заднем плане и напряженная дуга белого паруса.

Паоло Венециано, во многих аспектах связанный с византийским искусством, здесь особенно большое внимание уделяет пространственности изображаемого. Новой чертой в его венецианском искусстве явилось суггестивное по силе выражение чувств, драматическая концентрированность, пришедшая на смену повествовательности, и пронизывающая картину динамика. Все это указывает на влияние искусства треченто, проникшее в Венецию с работами современных художников Падуи, Римини, Болоньи.

Место Паоло Венециано в венецианской живописи по-настоящему можно определить, сравнивая эту картину с мозаиками XII-XIV вв. из собора Сан Марко, особенно с созданными в 1260-1270 гг. мозаиками западного фасада над воротами, в которых разработана эта же тема. Мозаика имеет повествовательный характер, подчеркивает горизонтальное направление, а Паоло Венециано, следуя Джотто, сгущает события до степени драмы.

Внизу картины, на фоне моря, поблескивают готические буквы, увековечивающие имя создателя алтаря: «MAGR. PAULUS CU LUCA. ЕТ IOHE FILIIS SUIS PINXERUNT (HOC OPUS)» [«Написано мастером Паоло с сыновьями Лукой и Джованни»].


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru