Джотто ди Бондоне Джотто

Святой Марк успокаивает море (1343-1345)

Паоло Венециано

Ученики и последователи Джотто

Будничный алтарь, или Пала Фериале собора Св. Марка, Венеция / www.art-giotto.ru 22 апреля 1345 г. комиссией доджа Андреа Дандоло художнику Паоло Венециано (работал между 1330 и 1359 гг.) и его сыновьям Луке и Джованни было поручено написать полиптих для защиты жемчужины ювелирного искусства, созданного в XII-XIV вв. Пала д'Оро, илил Золотого Алтаря венецианской базилики Св. Марка.

«Будничный алтарь», или Пала Фериале, состоял из 14 картин, которые были размещены в два ряда. В центре верхнего ряда находилась сцена «Vir dolorum», по обе стороны от нее - по шесть полуфигур святых - слева: Св. Иоанн, Св. Марк, Богоматерь, справа: Св. Иоанн Богослов, Св. Петр, Св. Николай. В нижнем ряду помещалось семь сцен из жития Св. Марка, покровителя венецианской республики и главного собора города.

На картине «Св. Марк успокаивает море» изображен парусник в штормовом море, на котором из Александрии в Венецию везут тело Св. Марка. В ответ на мольбы моряков на палубе появляется сияющая фигура Св. Марка, который успокаивает волны.

Драматизм сцены усиливают вздувающиеся паруса, развеваемые ветром флаги и обрамляющие картину высокие скалы. Наделенная божественной властью фигура святого изображена не в центре, а слева, на самой высокой точке корабля, однако масштабы ее не увеличены. Образ его усиливают высокая скала на заднем плане и напряженная дуга белого паруса.

Паоло Венециано, во многих аспектах связанный с византийским искусством, здесь особенно большое внимание уделяет пространственности изображаемого. Новой чертой в его венецианском искусстве явилось суггестивное по силе выражение чувств, драматическая концентрированность, пришедшая на смену повествовательности, и пронизывающая картину динамика. Все это указывает на влияние искусства треченто, проникшее в Венецию с работами современных художников Падуи, Римини, Болоньи.

Место Паоло Венециано в венецианской живописи по-настоящему можно определить, сравнивая эту картину с мозаиками XII-XIV вв. из собора Сан Марко, особенно с созданными в 1260-1270 гг. мозаиками западного фасада над воротами, в которых разработана эта же тема. Мозаика имеет повествовательный характер, подчеркивает горизонтальное направление, а Паоло Венециано, следуя Джотто, сгущает события до степени драмы.

Внизу картины, на фоне моря, поблескивают готические буквы, увековечивающие имя создателя алтаря: «MAGR. PAULUS CU LUCA. ЕТ IOHE FILIIS SUIS PINXERUNT (HOC OPUS)» («Написано мастером Паоло с сыновьями Лукой и Джованни»).