Брак в Кане (1376-1378)

Джусто де Менабуой

Ученики и последователи Джотто

Брак в Кане. Джусто де Менабуой / www.art-giotto.ru Заказ на роспись баптистерия (крещальни) падуанского собора Св. Антония Джусто де Менабуой получил от семьи Каррара. В творчестве флорентийского художника эта работа стала его основным произведением, прославившем его имя. Внутри баптистерия стены и купол сплошь записаны фресками. Тесный и непрерывный ряд росписей размывает границы архитектурного членения.

На боковой стене крещальни среди сцен из Ветхого и Нового Заветов, изображена фреска «Пир в Кане». На этой сцене запечатлен довольно большой зал, окруженный лоджиями, в котором за столом сидят гости. Стол в виде буквы Г написан в перспективе и усиливает глубину пространства.

В горизонтальном ряду изображена Богоматерь и с ней четыре женщины - символы четырех христианских добродетелей. Лоджия заднего плана подчеркивает ритмику фигур. Крайний слева за столом - Иисус, он со смиренным достоинством обращается к слугам.

Справа на переднем плане изображен распорядитель свадьбы, он пробует воду, превратившуюся в вино. Его одежда соответствует придворной моде того времени. Возможно, это портрет герцога Франческо I Каррары, правителя Падуи, супруга которого переделала крещальню в усыпальницу для себя и своего мужа. Вероятно, этот просторный зал с лоджиями представляет собой большой зал падуанского дворца Каррары.

Фигуры персонажей выписаны с выспренной торжественностью, которая указывает на библейское содержание этой «придворной» сцены. Декоративные стилизованные формы, подчеркнутое изображение придворных одежд и обычаев делает эту картину предтечей интернациональной готики. Большую роль здесь играет живописно моделирующий, приглушающий бледные цвета свет, сияние которого усиливает отвлеченность картины.

На творчество этого художника, ученика Джотто и затем Орканьи, большое влияние оказал реализм Томмазо да Модена и венецианско-византийская торжественность. В свою очередь, его творчество повлияло на распространение в 1340-1350-х гг. в Северной Италии флорентийской школы живописи, заложив основы самостоятельной падуанской живописи позднего треченто.