Свод Отцов церкви
Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)
Обычно роспись церквей начиналась со сводов, в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи на своде перед входом изображены четыре Отца Церкви: Григорий Великий, Иероним, Амброзий и Августин. Исследователи приписывают авторство Чимабуэ, Джотто, а также неизвестному мастеру.
Фрески четырех парусов свода с изображениями Отцов Церкви уцелели почти полностью. Рядом с каждым из четырех персонажей расположен послушник-секретарь. По примеру парусов свода над алтарем церкви, где Чимабуэ изобразил четырех евангелистов, предметы и фигуры переданы сходящимися к вершине треугольного поля.
Но эти изображения интересны прежде всего тем, что впервые в истории живописи они содержат полихромные эффекты чистых мраморов, инкрустированных "косматовскими" орнаментами и профилированных карнизами разных цветов; тех самых мраморов, которые покрывают самые известные базилики, возведенные в Центральной и Южной Италии, и являются основным материалом для обязательных предметов обстановки: амвонов, епископских тронов, алтарей, табернаклей и так далее.
Здесь проявилось поразительное внимание к реальности, какое было свойственно именно Джотто: живопись обнаруживает такую способность воспроизвести во фреске деревянную мебель, сообщает ей такую осязательную очевидность, что возникает впечатление «обмана зрения». Некоторые предметы воспроизведены в мельчайших деталях своих функциональных особенностей: например, пюпитр послушника Святого Григория или свиток, на котором он пишет - на нем воспроизведена даже декоративная отделка двух отверстий для скрепляющего шнура, привязанного к одному из этих отверстий.