18 сцена: Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле
Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)
Сцены из жизни Святого Франциска (1297-1300)
Как и предыдущая фреска, сцена Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле напоминает разыгранную театральную сцену. Сцена помещена в интерьере зала капитула, данного в сокращении, со стеной фона, разделенной, согласно традиции, на три проема. Но не только это делает фреску такой особенной. Мощные членения архитектуры символизируют прочность францисканского ордена. Разведенные в стороны руки святого явно противопоставляются архитектурному мотиву несущих стрельчатых арок, изображенных на фоне.
Монахи, похожие на крестьян своими широкими фигурами, расположились в разнообразных позах, одеты в рясы разных окрасок. Слева изображена грузная и несокрушимая масса фигуры Святого Антония. Примечательно, что Святой Франциск изображен в позе, как в сцене «Экстаз Святого Франциска» - рукава рясы похожи на крылья, и намекают на молитвенное состояние святого, обращающегося и к ученикам, и к небесам.
«Хотя Франциск не мог быть телесно со всеми отдаленными ветвями ордена, но устав, установленный им, пылкие молитвы, им возносимые, и благословения, им данные, создавали впечатление, будто он был все время с ними. Иногда даже Господь, во всей своей всемогущей власти, позволял ему чудесно являться среди них, как это произошло как-то в Арле. Случилось однажды, что брат Антоний, прекрасный проповедник, читал пастве о Страстях Сына Божьего и о надписи на кресте Его «Иисус из Назарета, царь Иудейский», как один из братьев, звавшийся Мональд, человек образцовых достоинств, был сподвигнут Господом обернуться к дверям церкви. И увидел он там блаженного Франциска в воздухе, а руки его были простерты к кресту, благословляя всех собравшихся. И наполнились их сердца тогда великим утешением, которое было знаком присутствия их Отца и подтверждением увиденного братом Мональдом»
Бонавентура.