Джотто ди Бондоне Джотто

14 сцена: Чудесное открытие источника

Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)

Сцены из жизни Святого Франциска (1297-1300)

Чудесное открытие источника. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru

На входной стене расположены две фрески из цикла жизнеописания Святого Франциска, одни из наиболее известных из всей росписи церкви: Чудесное открытие источника (или Чудо источения воды из скалы) и Проповедь птицам.

В сцене с источником определяется уже и пространственно-пластическое видение Джотто, четкость в распределении планов, масштабное соотношение фигур и пейзажа. Контуры и направление скал точно соответствуют положению групп в пространстве (монахи с ослом, молящийся святой Франциск, слуга, мучимый жаждой). Все они кажутся высеченными из той же скальной породы, что и сама гора. Пространство ограничено спускающимися уступами скал, в которые вклинивается кусочек неба.

В этой фреске молящийся Франциск предстает в центре картины. Его лицо и вся фигура еще более одухотворены. Крутая высокая скала за ним лишь подчеркивает его обращенную к небу великую мольбу. Как отличается фигура Франциска от трех других, уже воистину человеческих фигур первого плана! Справа на первом плане - бедняк, который с жадностью пьет, припав к только что забившему источнику. Изображенные в левой части картины два очевидца органично вписываются в картину и по форме, и по содержанию.

Каменистый пейзаж - византийское наследство - впервые находит свое воплощение в столь объективированных формах именно в цикле фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, среди них Чудесное открытие источника, Дарение плаща бедному дворянину, Стигматизация. Резко освещенный сверху крутоступенчатый скалистый пейзаж с находящимися на разных уровнях фигурами передает глубину пространства. Впервые в искусстве Средневековья пейзаж так реалистичен. Видны одинокие деревца-карлики средиземноморской маккья (кустарниковой чащи), которая должна была характеризовать растительный мир оставшихся невозделанными возвышенностей. Примечательно, что художник проявил поразительную точность в детализации сбруи осла. Все животные на фресках цикла - будь то лошади колесницы, птицы или осел изображены очень натурально. Это неудивительно, если учитывать, что именно Франциск Ассизский относился ко всем, даже самым ничтожным творениям с почтением и любовью.

Наряду с стремлением к величию и грандиозности у Джотто хватило таланта и на то, чтобы создать такую непревзойденную по своему реализму фигуру, как мужчина, пьющий воду.

Вазри отметил именно эту фигуру:

«Между прочим весьма прекрасна история, где изображен жаждущий, в котором так живо показано стремление к воде и который, приникши к земле, пьет из источника с выразительностью величайшей и поистине чудесной, настолько, что он кажется почти что живым пьющим человеком».

Святой Франциск особо почитал Св. Михаила Архангела, и в его честь он соблюдал особый пост, сопровождаемый молитвой, с пятнадцатого августа до двадцать девятого сентября, на которое и приходится праздник св. Михаила Архангела. В 1224 году, когда, постоянно продвигаясь вперед по пути святости, он достиг такой высоты, что его тело и душа жили только с Богом, и величайшая скорбь для него отождествлялась с совершенной радостью, когда, устранившись даже от дел Ордена, он думал уже лишь о подготовке к смерти, он решил провести праздник Успения и пост св. Михаила на Берне, дикой горе, подаренной благочестивым графом Орландо. Он избрал трех спутников: брата Массео, брата Анджело и брата Леоне; назначил гвардианом и старшим брата Массео, самого сведущего в практических делах, и сказал: «В этом походе мы будем соблюдать обычай, т. е. читать положенные молитвы, говорить о Боге или хранить молчание, и не будем думать о еде, питье и сне. И только когда придет время позаботиться о ночлеге, мы вкусим немного хлеба, остановимся и отдохнем в том месте, которое Господь для нас приготовит».

Братья, привыкшие к такого рода путешествиям, приняли предложение учителя, перекрестились и отправились в путь. Тропинка, ведущая вверх, становилась все круче и извилистей, и святой Франциск падал от слабости. Они нашли для него осла, которого привел горец, с душою очерствевшей, как его скалы. По дороге, отчасти от тяжелого подъема, отчасти из-за жары, горца охватила безумная жажда, и он запричитал, что умрет, если не напьется. Святой Франциск, который не мог спокойно видеть даже страданий паука, слез с осла, встал на колени, простер руки к небу и не сдвинулся с места, пока не почувствовал снизошедшей благодати. Тогда он сказал горцу: «Беги вниз, к той скале, и там найдешь воду живую, которую Господь, по милосердию Своему, исторг из камня». Жаждущий горец побежал вниз и, окуная губы в ключевую воду, почувствовал, как иная волна омывает его душу. Это была благодать Божья и доброта святого Франциска, доброта, исторгающая слезы из каменных сердец.

Эта фреска расположена непосредственно у главного входа, поэтому в течение веков она значительно пострадала от климатических условий. Отдельные ее части (например, лицо Св. Франциска) и в основном краски сильно стерлись, поблекли.