Мастерская Джотто
По-видимому, в конце 80-х годов, вернее всего в 1287 году, Джотто ди Бодоне женился на Джунта ди Лапо дель Пела, от которой имел четырех дочерей и четырех сыновей. Один из них — Франческо также стал впоследствии художником.
В период цехового строя браку художника обычно предшествовало основание собственной мастерской, что обеспечивало ему и его семье независимое существование. Неизвестно, поступил ли Джотто в соответствии с этим обычаем. Может быть, к этому времени своими работами он уже завоевал себе имя, доказательством чему — правда единственным — является тот факт, что в 1296 или в 1297 году новый предводитель ордена францисканцев призвал художника в Ассизи, с тем чтобы поручить ему роспись церкви Cв. Франциска.
Как известно, уже в предшествующем Джотто поколении случалось, что художники покидали ремесленные цехи, членами которых они являлись, организовывали свои художественные мастерские, обеспечивая себе, таким образом, необычную для тех времен независимость. Однако Джотто своею деятельностью значительно поднял авторитет всех, занимавшихся изобразительным искусством, но игравших раньше в обществе роль ремесленников.
В эпоху, когда живопись рассматривалась еще как «механическое» искусство, Джотто добился изменения степени ее общественного признания настолько, что превратил ее не просто в интерпретатора, а в убежденного поборника нового духа разумности и полезности. Этот дух был характерен для флорентийской буржуазии в тот период, когда экономика, на которой основывалось богатство города, выдвинула Флоренцию на передовые позиции в Европе. Барди и Перуцци, флорентийские семейства, возглавлявшие самые крупные европейские банки того времени, были его заказчиками. Но деятельность Джотто выходила далеко за пределы родных городских стен: вплоть до последних лет жизни он всегда готов был пуститься в путь ради получения престижных заказов.
После Джотто художником мог считаться лишь тот, кто превращал свои произведения в выражение своего художественного представления о мире, а не подражал стилю предшественников, не следовал традиционным канонам. Джотто становится самостоятельным и свободным истолкователем исполняемых им сюжетов, прежде всего религиозного толка.
Джотто был гражданином Флоренции, хотя работал также в Ассизи, Риме, Падуе, Неаполе и Милане. Его талант художника и практическая деловая хватка обеспечили ему солидное состояние. Несмотря на то, что мастерская Джотто процветала, история сохранила всего лишь несколько полотен, подписанных его именем, да и те, по мнению специалистов, могут принадлежат кисти его помощников.
Он работал в базилике Сан Франческо в Ассизи - то есть для церкви, которая тогда была на виду у всего христианского мира; трудился и для папы, и для богатого и влиятельного гражданина Падуи; выполнял заказы для капеллы и главного алтаря базилики Святого Петра в Риме, для неаполитанского короля и для Аццоне Висконти, правителя Милана.
В эпоху, когда экономический рост Италии способствовал возникновению в каждом городском центре своеобразной культуры со специфическими особенностями и многообещающими художественными «школами», Джотто занял надрегиональное положение и стал ориентиром для всех. Его мастерской стала вся Италия, а учениками - все последующие поколения художников Возроджения.