Францисканство
Нигде в средневековом искусстве или поэзии нет такого страстного прославления природы и такого безграничного признания главенства человеческой личности, как в устах итальянца, знаменитого Франциска Ассизского (1182-1226), возглавившего основанный им орден.
Монашество зародилось в христианском мире еще в III-IV вв. Первыми монахами были отшельники, уходившие из мира ради духовных подвигов. Монахи предавались созерцанию и молитве, возделывали сады и огороды, некоторые монастыри становились центрами просвещения. В XII веке появилось множество монашеских организаций, в которых выражалось средневековое стремление к аскетической жизни и духовное рвение, проявлявшееся также в крестовых походах и создании большого количества кафедральных соборов. В XII веке крестовые походы породили еще один тип монашества — рыцарские ордена, члены их, будучи монахами, были одновременно и воинами, и госпитальерские ордена, объединившие монахов-врачевателей. Появление францисканского и доминиканского орденов положило начало новому виду монашества — братства.
Члены братств давали обет бедности, целомудрия и послушания, как и монахи, но не затворялись в монастыри, а трудились и проповедовали среди мирян, и жили исключительно на добровольные пожертвования и милостыню. Св. Франциск возродил идеал жизни Христа, одновременно и созерцательно-молитвенный, и активный, в котором на первом месте стояла проповедь Благой Вести. Он учил своей жизнью, что людей нужно приводить к Богу мирным путем, с помощью проповеди и личного примера. В 1210 г новый орден получил благословение папы. Францисканцы, или «малые братья», большую часть времени проводили в служении бедным. К моменту смерти основателя орден насчитывал около 5000 человек.
Св. Франциск обращался к людям с пламенными речами, а те, затаив дыхание, слушали — ремесленники и крестьяне, ученые-богословы и высокопоставленные прелаты. Его оружием была любовь к ближнему. Он любил всех людей и призывал «о милости к падшим». Но он любил и весь мир Божий, и жития его изобилуют рассказами о его нежном отношении ко всему живому.
Святой хотел следовать за Христом до конца и подобно ему окончить свою земную жизнь мученичеством. В 1219 году он отправился с проповедью Благой Вести к мусульманам в Египет, где в это время находилась армия крестоносцев. Святой добровольно отправился к султану и свидетельствовал ему с великим дерзновением, за свою веру завоевал уважение султана и был отпущен с миром.
В 1224 году он во время 40-дневного поста в праздник Воздвижения Креста, молясь на вершине горы, увидел спускающегося к нему Распятого Господа в образе шестикрылого серафима. И тогда же совершилось мистическое распятие самого святого на кресте, о чем он так давно молился - дабы познать Христову любовь и страдание. На его изнуренном постом, трудами и болезнями теле появились гвозди и стигматы — раны распятого Спасителя, которыми святой дорожил, как наивысшей наградой, еще два года жизни было отпущено ему. Франциск еще при жизни почитался святым, а менее чем через два года после его смерти был канонизирован.
В своей хвале Богу он благодарит его за создание «господина брата-солнышка, которое сияет и светит нам», «за сестру-луну», «за брата-ветра... и за облака и за всякую погоду, которой поддерживается жизнь», «за сестру-водицу», ибо она «и благодетельна, и смиренна, и драгоценна, и целомудренна», «за брата-огня, нас освещающего, прекрасного, радостного и могучего», и «за сестру — нашу мать-землю, которая нас поддерживает и питает».
В своем многолюбии Франциск Ассизский освобождал зайцев, попавших в капканы, убирал с дороги червей, чтобы их не раздавили, и, согласно легенде, обращался с проповедью любви к птицам (таким он изображен на знаменитой фреске Джотто в Ассизи). Так, весь мир со всеми населяющими его существами и со всеми стихиями представлялся ему прекрасной братской семьей. И уже от имени самой природы он провозглашал: «Всякое создание говорит и восклицает: — Бог создал тебя ради тебя, человек!» Вопреки монастырским уставам он требовал от истинного праведника не бегства из мира, а служения в нем человеку.
Восхищенная любовь к природе этого пламенного проповедника естественно рождала желание полнее и глубже познать природу и, значит, изобразить ее в искусстве как можно правдивее, именно так, как человек воспринимает ее своими чувствами. А высмеивание им лукавства демонов, бессильных восторжествовать над человеком, и общая жизнерадостность его просветленного мироощущения открывали путь зреющему гуманизму.
Его восторженное любование окружающим миром, внутреннее созерцание красоты творения, приятие его присуще всей итальянской живописи, которая скоро целиком посвятит себя изображению именно красоты реального, видимого мира. Хотя Джотто и не был последователем учения св. Франциска, и высказывался против бедности, францисканская духовность сильно повлияла на искусство Проторенессанса и прежде всего Джотто, который создал циклы фресок, посвященные св. Франциску.
П. Флоренский назвал «джоттизм» своеобразной ересью, «францисканством» в искусстве на фоне символизма традиционной религиозной живописи.
«Джотто смотрит в иную сторону... Его веселый и счастливый гений был склонен к по-возрожденчески неглубокому взгляду на жизнь»
.Он не был мистиком и в отличие от Данте, «дышал иным воздухом». Джотто испытал самый первый, предутренний ветерок натурализма в изобразительном искусстве и сделался его провозвестником.