Джотто ди Бондоне Джотто

Гварьенто д'Арпо

(работал между 1338 и 1380 гг.)

Ученики и последователи Джотто

Вознесение Христа. Гварьенто д'Арпо / www.art-giotto.ru Среди художественных центров Северной Италии самым значительным была Падуя, благодаря университету с XIII в. этот город стала одним из ведущих центров европейской культурной жизни.

В первые десятилетия XIV в. в Падуе работал Джотто, его знаментиые фрески капеллы Дель Арена ознаменовали начало не только падуанского, но и всего итальянского треченто. Но на местных художников-современников Джотто они не произвели тогда существенного влияния. Лишь спустя несколько десятилетий, особенно в 1370-1380 гг., здесь развернулась художественная жизнь, соперничавшая с тосканскими центрами. Во многом благодаря деятельности Джотто в Падуе в начале века возникла падуанская художественная школа, которая на протяжении почти всего треченто поддерживала оживленные связи с Флоренцией.

Первым крупным художником города был Гварьенто д'Арпо (Guariento d'Arpo, работал между 1338 и 1380 гг.

«... от первых до последних своих произведений — это художник типично джоттовского круга, о чем говорят как особенности его пространственных построений, приводящие в конечном счете к достижению почти безупречной строгости перспективы, так и высокая пластичность фигур, не уступающая силе и выразительности его подчеркнуто беспокойной линии»

Ф. Флорес Д'Арке.

Гварьенто д'Арпо уже в 1338 г. источники упоминают как «мастера», в то время он работал в крытой галерее церкви Дельи Эремитани, а позднее расписал апсиду этой церкви. Вскоре Гварьенто стал домашним художником правителей Падуи, семьи Каррара. В 1340-1350 гг. он расписал капеллу и несколько залов дворца Каррары.

Из ранних падуанских произведений Гварьенто сохранились тоже лишь фрагменты. На выполненных около 1355-1360 гг. станковых картинах, некогда украшавших дворцовую капеллу семьи Каррара (капеллу Дельи Каррарези), среди них и Архангел, взвешивающий души, на первый план выступает лирическое изображение духовного содержания, которое мастер передает мягкими формами и пронизанными светом, живыми красками.

В капелле Дельи Каррарези находились и 17 ветхозаветных сцен стенной росписи, которые сегодня хранятся в падуанской Академии и считаются самыми лучшими образцами повествовательного искусства Гварьенто. Изобилующие жанровыми деталями, драматические по своей тональности сцены тесно связаны с сознательно скомпонованным архитектурным и пейзажным окружением.

В 1365 г. в знак признания его таланта и художественных достоинств венецианская Синьория поручила ему роспись главной стены зала Большого Совета во Дворце дожей. Эта монументальная композиция, «Коронование Марии», в 1577 г. пострадала от пожара и затем была покрыта огромным полотном «Рай» кисти Тинторетто. Остатки фрески Гварьенто обнаружили только в 1903 г. На фреске изображена Мария с Иисусом, сидящая на архитектурно скомпонованном белом мраморном троне с украшениями в стиле косматов. По обе стороны от них - тесные группы ангелов, рядом и на первом плане в двух расположенных один за другим полукругах изображены восседающие на готических тронах пророки, апостолы и другие ангелы. Скульптурность фигур свидетельствует о влиянии на творчество Гварьенто наследия Джотто. Перспективный рисунок богато члененной архитектуры и экспрессивность лиц напоминают Амброджо Лоренцетти, а легкие, прихотливые линии, пышные складки великолепных одежд отражают влияние венецианской готики. Однако все это лишь составляющие глубоко индивидуального творчества Гварьенто.

Следующий его крупный фресковый цикл, роспись апсиды церкви Дельи Эремитани со сценами «Страшного суда», а также житий Св. Августина, апостолов Иакова и Филиппа, представляет более зрелого художника. Под рядами картин находятся новые и в иконографическом плане изображения, с символами семи планет, которые, согласно средневековой астрологии, соответствуют семи периодам человеческой жизни: детству - Луна, подростковому возрасту - Меркурий, юности - Венера, зрелости - Солнце, Марс и Юнона, а старости - меланхоличный Сатурн. Каждое из этих изображений сопровождается женской или мужской фигурой.

Бесспорно, на творчество Гварьенто значительно влияние оказали фрески Джотто в капелле Дель Арена. Однако и он, как и другие флорентийские и умбрийские ученики и последователи Джотто, постепенно смягчал джоттовский стиль, делая его более готическим.