Архангел, взвешивающий души (1357)

Гварьенто д'Арпо

Ученики и последователи Джотто

Архангел, взвешивающий души. Гварьенто д'Арпо / www.art-giotto.ru В 1355-1360 гг. для украшения капеллы дворца Каррары в Падуе известным падуанским художником Гварьенто д'Арпо (работал между 1338 и 1380 гг.) было создано несколько станковых картин. После того, как в 1779 г. здание капеллы было перестроено, картины, которыми были обиты стены, поместили в городской музей. Наряду с изображениями Мадонны и Матфея Евангелиста там имелось 25 картин с изображениями ангелов и архангелов - могущественных неземных созданий, олицетворяющих божественную силу. Источниками ангельской иерархии служили литургические тексты, восходящие к I в. нашей эры.

С XIII в. в изобразительном искусстве часто встречается мотив с хоров ангелов. Все они, кроме серафимов, фигурируют и на картинах Гварьенто. Шестикрылый херувим, например, держит перед собой круг с надписью «Plenitudo Scientiae» (Полнота учености). Величественно восседающие «Troni» (Троны) представляют трон Бога на небесах. «Dominationes» (Господствующие) изображаются с диадемами и державами. «Virtutes» (Доблести) демонстрируют божественную силу, сотворяя чудеса над людьми. «Protestates» (Властители) попирают ногами дьяволов, а их останки тащат за собой на цепи. «Principates» (Государи) являются предводителями сонмов ангелов, их военачальниками. Архангелы взвешивают души, а ангелы уводят праведников в рай.

Картина «Архангел, взвешивающий души» - одно из четырех изображений архангелов капеллы Каррары. Архангел облачен в ослепительно белые, с золотым шитьем и драгоценными камнями, одеяния. За его спиной разведены большие переливчатые крыльям. Вся фигура архангела на темном фоне особенно выделяется своей нарядностью. Черный дьявол, который пробует оттянуть чашу, по сравнению с архангелом ничтожно мал, практически теряется на темном фоне.

Фигура архангела с порывистыми движениями, громоздящаяся над низким горизонтом, говорит о влиянии французской готики. Об этом же свидетельствует и взгляд, полный глубоких чувств. Мягкие, ниспадающие складки одежды архангела подчеркивают дугообразную линию тела, как и диагональная линия копья, наклон рук и крыльев. На связь стиля Гварьенто с венецианско-византийской традицией указывают только тип лица архангела и его украшенные драгоценными камнями, расшитые золотом одеяния.