Джотто ди Бондоне Джотто

Бернардо Дадди

(работал в 1312-1348 гг.)

Ученики и последователи Джотто

Бернардо Дадди. Трипих. Фрагмент / www.art-giotto.ru Творческий путь Бернардо Дадди (Bernardo Daddi, работал в 1312-1348 гг.), возможно, начался в мастерской Мастера Св. Цецилии, хотя творчество его формировалось не без влияния Джотто и сиенских мастеров. Он принимал участие, в числе других учеников Джотто, в декорировании капеллы Барончелли в флорентийской церкви Санта Кроче ок. 1328, в частности, в создании цикла сцен иж жизни Богоматери, блестяще демонстрируя многие художественные новшества, введенные его учителем.

Наряду с пристрастием к живой повествовательности, к декоративной детализации места действия, для творчества Дадди характерны уменьшенные пропорции фигур. Влияние монументальных форм и драматической экспрессивности Джотто заметно уже в самой ранней его работе, на фресках капеллы Пульчи-Берарди во флорентийской церкви Санта Кроче, изображающих «Мученичество архидиаконов Лаврентия и Стефана» (1328). Джотто всего за несколько лет до этого закончил роспись четырех капелл в трансепте церкви Санта Кроче.

Позднее в творчестве Бернардо Дадди усилится лирическая струя, формы станут стройнее, огнистее сияние красок, возникает то, что Гиберти назовет впоследствии изяществом, опираясь при этом на сиенские традиции в искусстве.

Его основное произведение - большой образ Мадонны во флорентийской церкви Орсанмикеле (1346-1347). Мадонна изображена у него восседающей на богато украшенном позолоченном троне, устеленном алым покрывалом. На ней красное платье и синий плащ с красной подкладкой, на руках она держит младенца, одетого в блестящую золотую одежду, игриво бьющего ножками и десницею гладящего мать. По каждую сторону трона изображены четыре одухотворенные фигуры благоговеющих ангелов.

К выдающимся произведениям богатого творчества Бернардо Дадди относится и небольшой триптих из Бигалло, а также полиптих из церкви Сан Панкрацио (ок. 1340, Флоренция, Галерея Уффици).

В гораздо большей степени, чем в цикле фресок из жизни святых Стефана и Лаврентия в церкви Санта-Кроче, где рассказ отличается расплывчатостью, талант Дадди раскрывается в небольших иконках, предназначенных для домов зажиточной флорентийской и сиенской буржуазии. Они отличаются изысканной формой, тонкостью красок, расцвеченных золотом, симметричностью композиции, линейной гармонией, светотеневой моделировкой и благородством резных обрамлений. Они соответствуют вкусам заказчиков, предпочитавших небольшую, мастерски выполненную икону большим алтарным композициям.

В одной из новелл Саккетти, написанных в самом начале второй половины XIV в., Таддео Гадди с горечью замечает, что во Флоренции «было много весьма достойных художников», но подлинной живописи «становится с каждым днем все меньше и меньше». Мастерство и стиль были по-прежнему совершенны, но не хватало высокого творческого вдохновения. С этими словами Гадди обращался к Андреа Орканье, крупнейшему представителю тосканского искусства 1350—1360 гг.