Пир Ирода (1385)

Спинелло Аретино

Ученики и последователи Джотто

Пир Ирода. Спинелло Аретино / www.art-giotto.ru В 1385 г. Спинелло Аретино (работал между 1373 и 1410 гг.) написал алтарь римского оливетанского монастыря Санта Мария Нуова, стоящего на краю римского Форума. Центральный образ Мадонны и правая створка хранятся в Художественном музее Фогга в Кэмбридже.

На пределле левой створки алтаря, под основным изображением - Св. Немезия и Св. Иоанна Крестителя - написана сцена "Пир Ирода", место действия события - дворец Ирода. Вся композиция разделена архитектурными элементами на две части - две залы дворца. В одном - стол, накрытый для царской трапезы, а за ним - важнейшие действующих лица - царь Ирод, царица Иродиада и ее дочь Саломея. В соседнем зале палач отрубил голову Иоанна Крестителя, и прячет орудие казни - меч - в ножны. Саломея, дочь царицы Иродиады, принесла голову Иоанна Крестителя матери и царю Ироду на блюде, которое словно нимб, обрамляет голову святого.

Все немногочисленные герои картины изображены с задумчивым выражением на лицах - и жестокая царица Иродиада, и безвольный царь, и использованная в качестве орудия молодая девушка, присутствующие здесь по службе вельможа и слуга и, наконец, палач и святой. Изображение пространства непоследовательно, однако схематично выписанная архитектура все же показывает, что художник был знаком с новыми достижениями треченто в области перспективы.

"Пир Ирода", как и остальные картины пределлы свидетельствуют о самостоятельности стиля Спинелло. Формальные элементы, декоративные контуры, живописный колорит - все это свидетельствует о влиянии на художника сиенского треченто. Причем в его творчестве прослеживается не только изображение пространства и душевных движений, яркая живописность Пьетро и Амброджо Лоренцетти, но и явственное влияние творчества Джотто, и реалистичность и возвышенность поздней готики.

«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей»

Евангелие от Матфея 14:3-11.