Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

2 сцена: Дарение плаща бедному дворянину

Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи
Сцены из жизни Святого Франциска (1297-1300)

Дарение плаща бедному дворянину. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru

Сцена Дарение плаща бедному дворянину была хронологически выполнена первой, и характеризуется кристаллически прозрачной живописью, с почти металлическими рефлексами, что придает скалам пейзажа вид будто бы сделанных из кварца. Тишину, умиротворенность и счастье излучает эта картина. Настроение подчеркивается и пространственным окружением: на заднем плане изображены два горных склона, сходящиеся в центральной точке картины, там, где стоит Франциск. Каменистый пейзаж - византийское наследство - образованный грядами скал, на которых приютились группы домов, окружает фигуры на фреске. Слева виден Ассизи, опоясанный зубчатыми стенами, с церковью Сан Дамиано за воротами, силуэтами домов-башен и крышами на абстрактном голубом фоне.

Вероятно Джотто, предпринимал попыьку дать законченную формулу своей пространственной иллюзорной кубической структуры: склоны холмов выполняют у него роль диагоналей куба, в центре их пересечения помещается голова святого. Пространство построено здесь как наклонная плоскость, спускающаяся от верхней границы изображения к линии основания (расщелина на первом плане). На ней, как это видно по положению ног, располагаются фигуры. Голова святого хотя и неточно, но совпадает с пересечением диагоналей, где голубой треугольник неба вклинивается в массы бурых холмов. Некоторое отклонение от схемы симметрии как бы активизирует действие, которое развивается как движение, разворачивающееся в пространстве до самого горизонта.

Джоттовскую трактовку пейзажа унаследуют все последующие живописцы вплоть до начала кватроченто. В Трактате о живописи Ченнини вероятно повторяет джоттовские наставления: "Если хочешь приобрести хорошую манеру в написании гор, так, чтобы они выглядели естественными, возьми большие камни, которые были бы заостренными и негладкими; и напиши их с натуры, сообщая им свет и тень в соответствии с тем, как тебе подсказывает разум".

Изображение подаренного плаща снова напоминает Сцены Ветхого Завета, так естественно и реалистично выполнены складки ткани, что, кажется, можно потрогать их руками.

«И когда восстановились его силы, и он вышел, по обычаю надев красивую новую одежду, ему повстречался некий воин, прежде прославленный, а теперь обнищавший и бедно одетый, и он был поражен пылким состраданием к нищете этого человека и тут же, разоблачившись, отдал ему свою одежду, тем самым в одно мгновение исполнив две обязанности милосердия: прикрыл позор достойного воина и облегчил нужду бедного человека» Бонавентура.

Франциск хотел сделаться знатным. Сколько их, еще менее знатных чем он, стали рыцарями и прославились, сопровождая в походах славных вождей! Оружие открывает путь к славе. События тех времен и разго воры, звучавшие вокруг, разжигали его мечту. В лавку заходили купцы и соблазняли его рассказами: «Венецианский флот снялся с якоря и плывет на Восток. Двести пятьдесят кораблей с рыцарями и солдатами, семьдесят — с продовольствием, пятьдесят галер. Самые прекрасные сиры Франции преклонили колена перед дожем в храме Святого Марка, чтобы испро сить у него корабли. Везет же этим венецианским купцам!»

Неужели Франциску так и не представится случай отправиться в поход, на поиски славы? Представится, когда один знатный человек из Ассизи будет набирать войско солдат и рыцарей для Гуалтьери ди Бриенне — он сражался в Апулии за права Церкви, защищая их от Марковальдо, который хотел лишить папу опекунства над императором Фридрихом II. Франциск тут же приготовил себе боевое снаряжение на зависть любому принцу. Родители не возражали — быть может, военная дисциплина образумит сорванца; быть может, он будет биться так же доблестно, как французская знать и венецианские купцы. Франциск в этом не сомневался. Но накануне отбытия он узнал, что один знатный рыцарь из Ассизи, разоренный войной, не может участвовать в походе, ибо в его снаряжении многого не достает. Франциск тут же подарил ему самые красивые свои доспехи, чтобы тот не унизился перед людьми своего сословия. Но ведь и сам он так хотел привлечь к себе внимание! Доброта победила в нем тщеславие. В следующую ночь, словно в вознаграждение за жертву, Франциск увидел странный сон.


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru