Оплакивание Иисуса Христа
Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)
Сцены из Нового Завета (ок. 1290)
Одна из ранних фресок Джотто в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи Оплакивание Христа плохо сохранилась. Интересно композиционное решение сцены: по центру пирамидальная скала с усеченной вершиной, над которой парит ангел. Эта скала является связующим элементом для всех частей композиции и символизирует Христа:
«Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна»
1 Послание Святого Петра 2:6-7.
Фреска насыщена драматизмом и динамикой - все фигуры сцены, кроме Распятого Господа выражают сильное чувство как позой, так и мимикой, жестами, морщинками на лбу и переносице, у уголков рта мастер придает лицам скорбное выражение, в соответствии с сюжетом фрески. Привлекает внимание еще тщательно выписанные изобилующие густыми и тонкими складками одежды, еще не так ощутимо реально, как в цикле фресок о жизни Святого Франциска, но волосы Марии Магдалины - прекрасные волнистые волосы, омывавшие ноги Учителя, очень реально изображены. Да и вся фигура Магдалины, согнутая над пронзенными ногами Христа - исполнена такого чувства, что одной ее было бы достаточно чтобы принести известность Джотто как реформатору изобразительного искусства Италии.
«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
пришел к Пилату и просил тела Иисусова;
и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен.
День тот был пятница, и наступала суббота.
Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его»
Евангелие от Луки 23:50-55.