Джотто ди Бондоне Джотто

Пространство на фресках Джотто

Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)

Проповедь перед папой Гонорием III. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru Для средневековых мастеров, как и учителя Джотто Чимабуэ, стена, предназначавшаяся для росписи, была поверхностью, а изображение, которое ее заполняло, соответственно втискивалось в двухмерное пространство. Украшения, располагавшиеся по краям, напоминали орнаментальное обрамление ковра, гобелена или книжной миниатюры, с крупными растительными мотивами, лентами или другими декоративными элементами, переданными яркими, звучными красками чисто графически. Напротив, фрески Джотто в Верхней церкви задуманы так, как будто бы они оправлены в архитектуру самой церкви, а изображенные в них предметы даны в трех измерениях, как они являются нам в действительности.

Так, стены со сценами из жизни Святого Франциска, расположенные в нижнем ярусе и реально выступающие вперед по отношению к верхним стенам, где находятся окна, сплошь обрамлены иллюзорной, выполненной средствами живописи архитектонической разделкой. Фикция начинается с занавеса, написанного внизу, в цокольной части и бегущего вдоль всей стены. Однако своего апогея она достигает в архитектоническом обрамлении эпизодов, основанном на разделении каждого простенка на три компартимента, более широкие поля в конце разделены на четыре эпизода. Система как бы выступающих из стены маленьких консолей служит основой для внушительных витых колонн, поддерживающих архитрав кессонированного перекрытия, на который опирается еще один выступ, несомый прекраснейшими, крепкими консолями, переданными в ракурсе.

Ложное обрамление располагается так, что при боковом взгляде, кажется направленным по косой вниз, а при взгляде из центра простенка выглядит абсолютно горизонтальным. Сцены из жизни Святого Франциска находятся как бы по ту сторону этой ложной архитектурной конструкции, задуманной как часть реальной стены церкви, на которой раскрываются проемы, позволяющие видеть изображенные сцены из открытого окна, через которое видно то, что изображено. Все эти сцены, представленные в архитектурном окружении, свидетельствуют о большом интересе молодого Джотто к пространственному изображению, знаменовавшему собой дальнейшее развитие практики римских и тосканских живописных мастерских.

Творимое таким образом пространство коротко по протяженности и неглубоко, но, благодаря его всесторонней законченности, рождается впечатление, что его можно в совершенстве измерить. Фигуры располагаются в нем с прочностью и основательностью предметов; это ощущение поддерживается целой серией намеков на телесную реальность: уверенной прямизной поз, глубиной складок одеяний, крепкой моделировкой, единством освещения.

Именно новое видение пространства в той его трактовке, какую оно получило в Ассизи, нашло немедленный и широчайший отклик сначала в Италии, а затем - особенно со второй половины треченто (XIV век), также и за ее пределами. Эта концепция пространства, сформулированная в Ассизи, уже существовала у древних, но была забыта в эпоху Средневековья.