Авторство фресок со сценами из жизни Святого Франциска
Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)
Печать единства замысла и последовательность видения - это черты, которыми не обладает творчество никакого другого художника, кроме Джотто.
Первыми последовательными проявлениями художественной революции Джотто стали росписи Верхней церкви в Ассизи. Несмотря на отсутствие точной даты начала творческой деятельности Джотто, работа над фресками Ассизи стали началом становления в работе молодого живописца. Позже этот талант проявится в росписи капеллы Скровеньи в Падуе.
Обширные части двадцати восьми сцен из жизни Святого Франциска, в особенности последние сцены, заметно ниже по качеству, чем признанные творения Джотто.
Искусствоведы до сих пор расходятся во мнениях — принадлежат ли росписи церкви в Ассизи, посвященные житию Франциска Ассизского, самому Джотто или художникам его круга? Во всяком случае, эти росписи близки Джотто по стилю и духу, но уступают в художественном совершенстве его бесспорным произведениям: фрескам в падуанской Капелле дель Арена и в церкви Сайта Кроче во Флоренции. Первые представляют цикл евангельских сказаний о жизни Христа, вторые также посвящены Франциску.
Авторство Джотто фресок в Ассизи многими ставится под сомнение во многом по причине того, что во времена Джотто обычно при крупных проектах художник работал с бригадой помощников, и ни одно произведение, которое выходило из его мастерской, не было полностью создано его рукой, даже если носило его подпись. Нет сомнения, что если бы ассизский цикл содержал подпись с именем автора, то это было бы имя Джотто, даже если бы значительная его часть принадлежала помощникам.
Некоторые исследователи полагают, что фрески Ассизи - всего лишь отражение искусства Джотто, созданное его учениками после возникновения падуанских росписей, или вообще произведение римской школы. Нет ни одного убедительного факта в подтверждение или опровержение этих взглядов.