Дружба с Данте
«... изобразил, между прочим, как это можно видеть и ныне в капелле палаццо дель Подеста во Флоренции, Данте Алигьери, своего ровесника и ближайшего друга и поэта не менее знаменитого, чем был в те времена знаменит Джотто...
Между тем до ушей флорентийского поэта Данте дошло, что Джотто находится в Ферраре, и ему удалось привлечь его в Равенну, где он находился в изгнании, и заказать ему в Сан Франческо для синьоров Полента кругом всей церкви несколько историй фреской, которые были выполнены очень удачно.
Истории же из Апокалипсиса... были, говорят, выдуманы Данте, как, возможно, и столь прославленные в Ассизи, о которых достаточно говорилось выше, и хотя Данте к этому времени уже умер, они могли обсудить это и раньше, что среди друзей часто бывает»
Вазари.
Устное предание и литературная традиция упорно связывают узами тесной дружбы двух великих людей. Ровесники и земляки, оба уроженцы Флоренции, они не могли не знать друг о друге, строки «Божественной комедии», в которых Данте говорит о Джотто как о знаменитом художнике, затмившем своей славой славу Чимабуэ, свидетельствуют об этом. Однако никаких проверенных данных о личном знакомстве Данте с Джотто не существует.
Вазари утверждает, что Джотто в Палаццо дель Подеста во Флоренции в одной из фресок изобразил «Данте Алигьери, своего ровесника и ближайшего друга и поэта не менее знаменитого, чем был в те времена знаменит Джотто» (Вазари, Жизнеописание Джотто). Портрет Данте сохранился, но современные ученые не находят подтверждения авторства Вазари. Утверждение Вазари, что сюжеты некоторых фресок Джотто «были, говорят, выдуманы Данте», с которым художник вообще обсуждал многие свои замыслы, «что среди друзей часто бывает», также не вызывает доверия. Вероятнее всего, Данте и Джотто принадлежали к разным кругам флорентийского общества, может быть даже к разным политическим партиям, так как многие заказчики Джотто были из числа политических противников Данте. В Риме, выполняя заказ папы Бонифация VIII, Джотто мог встретить Данте, приехавшего к папе для дипломатических переговоров. Бенвенуто да Имола, профессор падуанского университета, утверждал впоследствии в своих комментариях к «Божественной комедии», что Данте, скитаясь в изгнании, попал в Падую как раз в то время, когда там работал Джотто, и что будто бы даже он забрел однажды в капеллу на Арене и беседовал с художником.
Вероятнее всего эта дружба — легенда, сочиненная потомками, в ней заключена даже некоторая образная символика. Две эти фигуры, столь непохожие друг на друга, по-своему воплощают два аспекта, две различные стороны сложной и противоречивой эпохи. Данте, остался в памяти современников как фигура трагическая. Поэт-гражданин, мечтавший об едином национальном государстве и до конца жизни боровшийся за него, страстный и фанатически непримиримый, поплатившийся изгнанием за свои убеждения, с невиданным для той поры жаром заклеймивший в своей «Комедии» всех, кого он почитал своими политическими противниками и врагами своей родины. Для современников в Данте не было ничего бытового, обыденного, он был окружен почтением сограждан. Даже новеллист Сакетти, для которого, казалось, не было ничего святого — говорит о нем в своих новеллах с благоговением: «Флорентиец Данте Алигьери… слава которого не убудет вовек, жил во Флоренции... умер он в изгнании в городе Равенне, что явилось позором для его коммуны». Его «Комедию» первые слушатели назвали «божественной».
Совсем другим сохранился в памяти народа Джотто - остроумный и жизнерадостный, будучи сам представителем новой интеллигенции, предприимчивый новатор, ищущий новые пути выражения в изобразительном искусстве новой идеи. Он стремился убедительно проиллюстрировать сюжет, выразить человеческие чувства в своих изображениях. Джотто, величайший мастер своего времени - «Данте итальянской живописи» (как называет его Вазари) был одним из предтечей искусства Возрождения.
Не вызывет сомнения, что в искусстве Проторенессанса Данте и Джотто были центральными фигурами. Именно их творчество концентрирует в себе существенные особенности этого этапа и дает наиболее глубокое и совершенное воплощение его принципов.
Джотто заложил основы изобразительного искусства эпохи Ренессанса, Данте своей великой поэмой создал основы общенационального итальянского литературного языка. Написанная на тосканском наречии, она показала все богатство народной языковой культуры. Для грядущего Возрождения Данте сыграл огромную роль он открыл ему путь. Их искусство, конечно, показало не все, что есть в природе, но показало дорогу к тому, как дойти до полного и совершенного воспроизведения природы. Эти мастера сделали первые шаги. Но эти шаги были самыми важными. К тому же оказали огромное влияние не только на развитие живописи и литературы - они сделали и большую культурную работу тем, что показали в красках все богатство человеческой души. Данте недаром чтил в Джотто брата. Те новые черты, какие есть в поэте, имеются и у художника. Они оба, хотя разными дорогами, шли к одной цели. А цель была та, чтобы закрепить в искусстве приобретения общественной жизни. В этом и заключаются величие их обоих и их значение в истории итальянской культуры.