Джотто ди Бондоне Джотто

История Христа
Фрески правого (северного) трансепта

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (ок. 1310)

При украшении правого трансепта Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи Джотто выступал больше автором замысла и руководителем работ, чем исполнителем, в них проявилась индивидуальность его помощников, так называемых Родственника Джотто и Мастера парусов (Маэстро делле Веле), точно следовавших его замыслу, но интерпретировали его с заметным своеобразием. Фрески Джотто, рассказывающие о детстве Христа, явились революционными для своего времени тем, что на них изображены реальные люди с их эмоциями в натуралистичном ландшафте.

Восемь эпизодов детства Христа:

Также в правом трансепте помещены изображения некоторых чудес Святого Франциска, совершенных после его смерти, композиция со Святым Франциском, показывающим скелет, тондо с благословляющим Богом-Отцом.

Традиционно Джотто проявлял большую наблюдательность при изображении предметов, например, детали резной спинки скамьи, на которой сидит Христос на фреске.

Приходится признать, однако, что качество этих фресок нередко несколько ниже, чем в произведениях, где участие Джотто было более непосредственным. Но Джотто достаточно близко соприкасался с этими работами, его рука различается в возвышенном Распятии, возможно, самом прекрасном, элегантном, ярком и патетичном из всех, созданных Джотто.

Фигуры справа вероятно были выполнены учеником, Мастером парусов, остальное, как было недавно установлено, полностью принадлежит Джотто. Вся сцена проникнута печалью, в центре распятый Христос с млечным телом, сохраняющим следы бичевания и мучений. В его полуприкрытых глазах еще светится между ресницами отсвет белка.

Справа, у его ног, помещены трое коленопреклоненных францисканцев, выразительные черты лиц которых, отличаются поразительным реализмом. Охваченные скорбью величавые Святой Иоанн и две Марии слева, закутанные в плащи, обнаруживают широкую гамму чувств выразительными жестами - от сдержанной скорби Иоанна до открытого крика юной Марии, праведница у самого края композиции ограничивается горькой усмешкой.

На стене трансепта Чимабуэ написал одну из своих самых знаменитых работ — «Мадонна со Св. Франциском». Вероятно, это самое похожее изображение святого и своей статичностью, и старомодным готическим стилем контрастирует с новыми и живыми работами Джотто.