Джотто / www.art-giotto.ru

главная страница

карта сайта

Становление мастера | Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Приезд в Рим | Фрески капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи | Росписи в церкви Санта-Кроче во Флоренции | Картины последних лет | «Башня Джотто» | Конец пути

Фрески крестового свода. Францисканские Аллегории

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1310)

Святой Франциск Венчается с Бедностью. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru "Закончив вышеназванные истории, он расписал там же, но в нижней церкви, там, где останки св. Франциска, верхние стены по сторонам главного алтаря и все четыре паруса верхнего свода, и все это с изобразительностью прихотливой и прекрасной. На первом парусе изображен св. Франциск, прославленный в небесах, в окружении добродетелей, необходимых для совершенного пребывания в Божьей благодати. С одной стороны Послушание надевает на шею стоящего на коленях перед ней монаха ярмо, супони коего чьи-то руки тянут к небесам, и, приложив палец к губам в знак молчания, воздевает очи к Иисусу Христу, проливающему кровь из ребра. Добродетель эту сопровождают Благоразумие и Смирение, дабы показать, что где истинная покорность, там всегда и смирение с благоразумием, благодаря которым благим становится всякое деяние. Во втором парусе в неприступной крепости находится Целомудрие, которое отвергает и царства, и короны, и пальмовые ветви, ему предлагаемые. Внизу находятся Чистота, омывающая нагих людей, и Сила, ведущая других для омовения и очищения. Возле Целомудрия - Покаяние, изгоняющее крылатого амура бичом и обращающее в бегство Нечисть. На третьем парусе - Бедность, попирающая босыми ногами терний; сзади на нее лает собака и один мальчик бросает в нее камнями, другой же колет ей ноги тернистой веткой. И Бедность сия, как мы видим, сочетается браком со св. Франциском, в то время как Иисус Христос держит ее за руку, при чем таинственно предстоят Надежда и Целомудрие. В четвертом и последнем из названных парусов изображен св. Франциск, уже прославленный, облаченный в белую диаконскую ризу, торжествующий на небесах и окруженный сонмом ангелов; вверху же - стяг, на котором начертаны крест и семь звезд, а над ним Святой Дух. На каждом из этих парусов - по несколько латинских слов, изъясняющих истории. Подобным же образом, помимо названных четырех парусов, и на боковых стенах находятся прекраснейшие живописные работы, почитаемые по справедливости ценными как за их совершенство, так и за тщательность работы, такую, что и поныне они сохранились свежими. На этих историях есть и портрет самого Джотто, прекрасно выполненный, а над дверью сакристии его же работы также фреской - св. Франциск, получающий стигматы, такой любящий и набожный, что, по мне, кажется самой превосходной живописной работой изо всех других в этой церкви, поистине прекрасных и достойных восхваления" Вазари

После окончания работы по украшению капеллы Магдалины и правого трансепта Нижней церкви в Ассизи, Джотто с учениками расписа паруса свода над главным алтарем, смежным с правым трансептом. На самом видном месте изображен Святой Франциск во славе. Эта фреска уникальна тем, что одежды святого и фон покрыты золотом, особенно если учесть масштабы росписи парусов свода.

На парусах размещены сложные аллегорическе композиции:
- Аллегория Целомудрия, или Чистоты
- Аллегория Послушания
- Аллегория Нищеты, или Венчание Святого Франциска с Нищетой

Именно эти росписи главной святыни францисканского ордена свидетельствуют, насколько последователи за столь короткое время ушли от основополагающих принципов основателя движения - Франциска Ассизского. Какая ирония окружать Святого, обрученного с Нищетой золотом.

Известно, что когда Микеланджело расписывал Собор Святого Петра в Риме, папа выразил горячее желание покрыть фрески золотом, на что мастер остроумно ответил: "Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство".

Полные улыбающихся радостных фигур, они продолжают тенденции джоттовского творчества, проявившиеся в сценах детства Христа в правом трансепте. Манера помощника Джотто, преимущественно создавшего эти фрески характеризуется несколько застылой экспрессивностью, его условно именуют Мастер парусов.


предыдущая  /  главная  /   следующая страница

     

© Все права сохранены. Art-Giotto.ru